ПЁТР ЛОМБА́РДСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁТР ЛОМБА́РДСКИЙ (лат. Petrus Lombardus) (между 1095 и 1100, Лумеллоньо, близ Новары – между 20 и 22.7.1160, Париж), богослов, философ, представитель схоластики. Выходец из незнатной итал. семьи. Учился в Новаре и Лукке, затем в Реймсе (при содействии Бернарда Клервоского) и с 1136 в Париже у Гуго Сен-Викторского и П. Абеляра. Став ок. 1145 каноником парижского собора Нотр-Дам, преподавал теологию в кафедральной школе. На Парижском (1147) и Реймсском (1148) соборах выступал против тринитарного учения Гильберта Порретанского. С 1159 епископ Парижский. П. Л. принадлежат два крупных экзегетич. сочинения: «Глосса на Псалмы» («Glossa in Psalmos») и «Глосса на Послания апостола Павла» («Glossa in Epistolas beati Pauli»), а также многочисл. проповеди. Наибольшую славу ему принесли «Сентенции» в 4 книгах («Sententiarum libri quatuor», окончат. редакция 1158), благодаря которым П. Л. получил впоследствии почётный титул «учитель сентенций» (magister sententiarum).
Стремясь к созданию непротиворечивой богословской системы, максимально пригодной для преподавания, П. Л. синтезирует положения, почерпнутые им из Писания, наследия отцов Церкви, а также из работ современных ему авторов, обстоятельно рассматривая различные, в т. ч. не согласующиеся между собой, мнения и приводя аргументы в пользу ортодоксального решения обсуждаемой проблемы. В «Сентенциях» последовательно излагаются тринитарная проблематика (кн. 1 «О таинстве Троицы»), христианские представления о происхождении, природе и свойствах тварного мира (как небесного, ангельского, так и земного), о его состоянии до и после отпадения части ангелов и грехопадения человека (кн. 2 «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся»), христология и сотериология (кн. 3 «О воплощении Слова») и, наконец, учение о церковных таинствах, а также о посмертной участи человека (кн. 4 «О таинствах и знаках»). Следуя учению Августина, П. Л. рассматривал таинства как «видимый знак невидимой благодати»; он первым среди католич. теологов установил их точное число, выделив 7 таинств: крещение, конфирмация (миропомазание), таинство алтаря (евхаристия), покаяние, последнее помазание (елеосвящение), введение в чин (священство) и брак.
Ряд положений «Сентенций» вызвал критику со стороны др. представителей схоластич. мысли. Так, Иоахим Флорский, рассматривая тринитарную доктрину П. Л., утверждавшего, что Отец, Сын и Св. Дух обладают общей сущностью (божеством, divinitas), которая и не порождает, и не рождена, и ни из чего не проистекает, обвинял П. Л. в том, что тот подменяет Св. Троицу четверицей. Однако IV Латеранский собор (1215) подтвердил согласие взглядов П. Л. с учением католич. Церкви.
После того как в 1220-х гг. Александр Гэльский впервые начал использовать «Сентенции» в качестве осн. пособия для своего богословского курса, они быстро заняли положение офиц. учебника по богословию в европ. ун-тах, изучение и преподавание которого стало обязанностью всякого теолога. Для получения звания д-ра теологии необходимо было прочесть курс лекций, прокомментировав все 4 книги сентенций. Количество таких комментариев, которые были написаны в т. ч. всеми крупными мыслителями высокого и позднего Средневековья (Бонавентурой, Фомой Аквинским, Иоанном Дунсом Скотом и др.), к сер. 17 в. превысило 1000. «Сентенции» оставались самым популярным в Европе учебным компендиумом богословия вплоть до эпохи Реформации.