Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЁТР ЛОМБА́РДСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ПЁТР ЛОМБА́РДСКИЙ (лат. Petrus Lom­bar­dus) (ме­ж­ду 1095 и 1100, Лу­мел­ло­ньо, близ Но­ва­ры – ме­ж­ду 20 и 22.7.1160, Па­риж), бо­го­слов, фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель схо­ла­сти­ки. Вы­хо­дец из не­знат­ной итал. се­мьи. Учил­ся в Но­ва­ре и Лук­ке, за­тем в Рейм­се (при со­дей­ст­вии Бер­нар­да Клер­во­ско­го) и с 1136 в Па­ри­же у Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го и П. Абе­ля­ра. Став ок. 1145 ка­но­ни­ком па­риж­ско­го со­бо­ра Нотр-Дам, пре­по­да­вал тео­ло­гию в ка­фед­раль­ной шко­ле. На Па­риж­ском (1147) и Реймс­ском (1148) со­бо­рах вы­сту­пал про­тив три­ни­тар­но­го уче­ния Гиль­бер­та Пор­ре­тан­ско­го. С 1159 епи­скоп Па­риж­ский. П. Л. при­над­ле­жат два круп­ных эк­зе­ге­тич. со­чи­не­ния: «Глос­са на Псал­мы» («Glossa in Psalmos») и «Глос­са на По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла» («Glossa in Epistolas beati Pauli»), а так­же мно­го­числ. про­по­ве­ди. Наи­боль­шую сла­ву ему при­нес­ли «Сен­тен­ции» в 4 кни­гах («Sen­tentia­rum libri quatuor», окон­чат. ре­дак­ция 1158), бла­го­да­ря ко­то­рым П. Л. по­лу­чил впо­след­ст­вии по­чёт­ный ти­тул «учи­тель сен­тен­ций» (magister sententiarum).

Стре­мясь к соз­да­нию не­про­ти­во­ре­чи­вой бо­го­слов­ской сис­те­мы, мак­си­маль­но при­год­ной для пре­по­да­ва­ния, П. Л. син­те­зи­ру­ет по­ло­же­ния, по­черп­ну­тые им из Пи­са­ния, на­сле­дия от­цов Церк­ви, а так­же из ра­бот со­вре­мен­ных ему ав­то­ров, об­стоя­тель­но рас­смат­ри­вая раз­лич­ные, в т. ч. не со­гла­сую­щие­ся ме­ж­ду со­бой, мне­ния и при­во­дя ар­гу­мен­ты в поль­зу ор­то­док­саль­но­го ре­ше­ния об­су­ж­дае­мой про­бле­мы. В «Сен­тен­ци­ях» по­сле­до­ва­тель­но из­ла­га­ют­ся три­ни­тар­ная про­бле­ма­ти­ка (кн. 1 «О та­ин­ст­ве Трои­цы»), хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о про­ис­хо­ж­де­нии, при­ро­де и свой­ст­вах твар­но­го ми­ра (как не­бес­но­го, ан­гель­ско­го, так и зем­но­го), о его со­стоя­нии до и по­сле от­па­де­ния час­ти ан­ге­лов и гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка (кн. 2 «О тво­ре­нии и фор­ми­ро­ва­нии ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных су­ществ и о мно­гом дру­гом, к это­му от­но­ся­щем­ся»), хри­сто­ло­гия и со­те­рио­ло­гия (кн. 3 «О во­пло­ще­нии Сло­ва») и, на­конец, уче­ние о цер­ков­ных та­ин­ст­вах, а так­же о по­смерт­ной уча­сти че­ло­ве­ка (кн. 4 «О та­ин­ст­вах и зна­ках»). Сле­дуя уче­нию Ав­гу­сти­на, П. Л. рас­смат­ри­вал та­ин­ст­ва как «ви­ди­мый знак не­ви­ди­мой бла­го­да­ти»; он пер­вым сре­ди ка­то­лич. тео­ло­гов ус­та­но­вил их точ­ное чис­ло, вы­де­лив 7 та­инств: кре­ще­ние, кон­фир­ма­ция (ми­ро­по­ма­за­ние), та­ин­ст­во ал­та­ря (ев­ха­ри­стия), по­кая­ние, по­след­нее по­ма­за­ние (еле­ос­вя­ще­ние), вве­де­ние в чин (свя­щен­ст­во) и брак.

Ряд по­ло­же­ний «Сен­тен­ций» вы­звал кри­ти­ку со сто­ро­ны др. пред­ста­ви­те­лей схо­ла­стич. мыс­ли. Так, Ио­а­хим Флор­ский, рас­смат­ри­вая три­ни­тар­ную док­три­ну П. Л., ут­вер­ждав­ше­го, что Отец, Сын и Св. Дух об­ла­да­ют об­щей сущ­но­стью (бо­же­ст­вом, divinitas), ко­то­рая и не по­ро­ж­да­ет, и не ро­ж­де­на, и ни из че­го не про­ис­те­ка­ет, об­ви­нял П. Л. в том, что тот под­ме­ня­ет Св. Трои­цу чет­ве­ри­цей. Од­на­ко IV Ла­те­ран­ский со­бор (1215) под­твер­дил со­гла­сие взгля­дов П. Л. с уче­ни­ем ка­то­лич. Церк­ви.

По­сле то­го как в 1220-х гг. Алек­сандр Гэль­ский впер­вые на­чал ис­поль­зо­вать «Сен­тен­ции» в ка­че­ст­ве осн. по­со­бия для сво­его бо­го­слов­ско­го кур­са, они бы­ст­ро за­ня­ли по­ло­же­ние офиц. учеб­ни­ка по бо­го­сло­вию в ев­роп. ун-тах, изу­че­ние и пре­по­да­ва­ние ко­то­ро­го ста­ло обя­зан­но­стью вся­ко­го тео­ло­га. Для по­лу­че­ния зва­ния д-ра тео­ло­гии не­об­хо­ди­мо бы­ло про­честь курс лек­ций, про­ком­мен­ти­ро­вав все 4 кни­ги сен­тен­ций. Ко­ли­че­ст­во та­ких ком­мен­та­ри­ев, ко­то­рые бы­ли на­пи­са­ны в т. ч. все­ми круп­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми вы­со­ко­го и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья (Бо­на­вен­ту­рой, Фо­мой Ак­вин­ским, Ио­ан­ном Дун­сом Ско­том и др.), к сер. 17 в. пре­вы­си­ло 1000. «Сен­тен­ции» ос­та­ва­лись са­мым по­пу­ляр­ным в Ев­ро­пе учеб­ным ком­пен­диу­мом бо­го­сло­вия вплоть до эпо­хи Ре­фор­ма­ции.

Соч.: Opera omnia // Migne PL. T. 191–192; Sen­tentiae in IV libris distinctae. 3 ed. Grotta­fer­rata, 1971–1981. Vol. 1–3; Че­ты­ре кни­ги Сен­тен­ций. Кн. 1 [избр. гла­вы] // Ан­то­ло­гия сред­не­ве­ко­вой мыс­ли. СПб., 2001. Т. 1.

Лит.: Stegmüller F. Repertorium commenta­rio­rum in Sententias Petri Lombardi. Würz­burg, 1947. Vol. 1–2; Miscellanea lombar­dia­na. Novara, 1957; Delhaye Ph. Pierre Lombard: sa vie, ses œuvres, sa morale. Montréal; P., 1961; Colish M. L. Peter Lombard. N. Y., 1994. Vol. 1–2; Mediaeval commentaries on the Sentences of Peter Lombard. Leiden, 2002–2010. Vol. 1–2; Rosemann Ph. W. Peter Lombard. Oxf.; N. Y., 2004; idem. The story of a great medieval book: Peter Lombard’s «Sentences». Peterborough, 2007.

Вернуться к началу