Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕИНКАРНА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 340-341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев; В. Г. Лысенко (реинкарнация в Индии)

РЕИНКАРНА́ЦИЯ, ре­ли­ги­оз­но-ми­фо­ло­ги­че­ское уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ умер­ших в те­ла др. лю­дей (но­во­ро­ж­дён­но­го ре­бён­ка), жи­вот­ных, рас­те­ний и ми­не­ра­лов или – в по­ряд­ке по­вы­ше­ния – де­мо­нов, бо­жеств. За­сви­де­тель­ст­во­ва­но для мн. не­за­ви­си­мых фольк­лор­ных тра­ди­ций Ста­ро­го и Но­во­го Све­та. При этом сле­ду­ет раз­ли­чать уче­ния, со­глас­но ко­то­рым Р. про­ис­хо­дит в «пер­вое по­пав­шее­ся» те­ло, и ре­лиг.-этич. ва­ри­ан­ты, где вос­хо­ж­де­ние или нис­хо­ж­де­ние ду­ши по ие­рар­хич. ле­ст­ни­це жи­вых су­ществ оп­ре­де­ле­но нравств. дос­то­ин­ст­ва­ми лич­но­сти умер­ше­го, т. е. ос­мыс­ля­ет­ся как по­смерт­ное воз­дая­ние.

Этот вто­рой ва­ри­ант Р. по­лу­чил все­сто­рон­нюю раз­ра­бот­ку в Ин­дии, где Р. (сан­са­ра) – од­но из центр. ми­ро­воз­зренч. по­ня­тий инд. куль­ту­ры, ре­ли­гии и фи­ло­со­фии – со­еди­ни­лась с за­ко­ном кар­мы, во­пло­щаю­щим идею лич­ной мо­раль­ной от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка по от­но­ше­нию к сво­ему про­шло­му, на­стоя­ще­му и бу­ду­ще­му, так что хо­ро­шие по­ступ­ки слу­жат при­чи­ной бла­го­при­ят­но­го пе­ре­ро­ж­де­ния, а пло­хие – не­бла­го­при­ят­но­го. Ис­то­ки идеи пе­ре­ро­ж­де­ния од­ни учё­ные про­сле­жи­ва­ют в ве­дий­ской идее «по­втор­ной смер­ти», дру­гие воз­во­дят к не­ве­дий­ской куль­ту­ре. В ис­то­рии инд. мыс­ли Р. ино­гда счи­та­лась воз­мож­ной и без кар­мы. Так, в док­три­не ад­жи­ви­ков, от­ри­цав­ших мо­раль­ную дей­ст­вен­ность че­ло­ве­че­ских по­ступ­ков, са­мо пе­ре­ро­ж­де­ние по­сте­пен­но очи­ща­ет всё жи­вое – от Брах­ма­на до бы­лин­ки (док­три­на шудд­хи – «очи­ще­ние че­рез пе­ре­ро­ж­де­ние»). Ка­ж­дое из на­се­ляю­щих кос­мос су­ществ пе­ре­ро­ж­да­ет­ся в те­че­ние 8400 тыс. ма­ха­кальп (432000 млн. че­ло­ве­че­ских лет), а по ис­те­че­нии это­го пе­рио­да ав­то­ма­ти­че­ски дос­ти­га­ет нир­ва­ны, по­сле че­го цикл во­зоб­нов­ля­ет­ся.

В Древ­ней Гре­ции уче­ния о Р. – ме­тем­пси­хо­зе (греч. μετεμψύχωσις , от μετ- – пе­ре- и ἐμψύχωσις  – оду­шев­ле­ние, ожив­ле­ние, собств. – пе­ре­оду­шев­ле­ние; тер­мин впер­вые встре­ча­ет­ся у Дио­до­ра Си­ци­лий­ско­го, 1 в. до н. э.) по­лу­чи­ли оп­ре­де­лён­ное рас­про­стра­не­ние с 6 в. до н. э. бла­го­да­ря ор­физ­му и пи­фа­го­ре­из­му. Су­дя по сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля («О ду­ше» 407 b 21: «...со­глас­но пи­фа­го­рей­ским ми­фам, лю­бая ду­ша мо­жет об­ле­кать­ся в лю­бое те­ло»), пи­фа­го­рей­цам бы­ла свой­ст­вен­на имен­но пер­вая фор­ма Р., вы­звав­шая про­тест Ге­рак­ли­та («чем доб­ле­ст­ней смерть, тем луч­ше до­ля»). Пла­тон вос­при­нял уче­ние о Р. из пи­фа­го­рей­ской тра­ди­ции, пе­ре­ос­мыс­лив его в ду­хе нравств. воз­дая­ния («миф об Эре» в 10-й кн. «Го­су­дар­ст­ва»). Прак­тич. след­ст­ви­ем уче­ния о Р. бы­ло ве­ге­та­ри­ан­ст­во и воз­дер­жа­ние от кро­во­про­ли­тия, в куль­то­вой сфе­ре – от­каз от кро­ва­вых жерт­во­при­но­ше­ний.

Лит.: Stettner W. Die Seelenwanderung bei Griechen und Römern. Stuttg., 1934; Long H. S. Study of the doctrine of metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato. Princeton, 1948; Karma and rebirth in classical Indian traditions / Ed. W. D. O’Flaherty. Berk. a. o., 1980; Karma and rebirth: Post classical deve­lopments / Ed. R. W. Neufeldt. Albany, 1986; Halbfass W. Karma und Wiedergeburt im in­dischen Denken. Kreuzlingen; Münch., 2000; Юлен М. Идея пе­ре­се­ле­ния душ в XXI в., или Бу­ду­щее од­ной ил­лю­зии // Мо­раль­ная фи­ло­со­фия в кон­тек­сте мно­го­об­ра­зия куль­тур. М., 2004.

Вернуться к началу