РЕИНКАРНА́ЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕИНКАРНА́ЦИЯ, религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела др. людей (новорождённого ребёнка), животных, растений и минералов или – в порядке повышения – демонов, божеств. Засвидетельствовано для мн. независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света. При этом следует различать учения, согласно которым Р. происходит в «первое попавшееся» тело, и религ.-этич. варианты, где восхождение или нисхождение души по иерархич. лестнице живых существ определено нравств. достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние.
Этот второй вариант Р. получил всестороннюю разработку в Индии, где Р. (сансара) – одно из центр. мировоззренч. понятий инд. культуры, религии и философии – соединилась с законом кармы, воплощающим идею личной моральной ответственности человека по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему, так что хорошие поступки служат причиной благоприятного перерождения, а плохие – неблагоприятного. Истоки идеи перерождения одни учёные прослеживают в ведийской идее «повторной смерти», другие возводят к неведийской культуре. В истории инд. мысли Р. иногда считалась возможной и без кармы. Так, в доктрине адживиков, отрицавших моральную действенность человеческих поступков, само перерождение постепенно очищает всё живое – от Брахмана до былинки (доктрина шуддхи – «очищение через перерождение»). Каждое из населяющих космос существ перерождается в течение 8400 тыс. махакальп (432000 млн. человеческих лет), а по истечении этого периода автоматически достигает нирваны, после чего цикл возобновляется.
В Древней Греции учения о Р. – метемпсихозе (греч. μετεμψύχωσις , от μετά- – пере- и ἐμψύχωσις – одушевление, оживление, собств. – переодушевление; термин впервые встречается у Диодора Сицилийского, 1 в. до н. э.) получили определённое распространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму. Судя по свидетельству Аристотеля («О душе» 407 b 21: «...согласно пифагорейским мифам, любая душа может облекаться в любое тело»), пифагорейцам была свойственна именно первая форма Р., вызвавшая протест Гераклита («чем доблестней смерть, тем лучше доля»). Платон воспринял учение о Р. из пифагорейской традиции, переосмыслив его в духе нравств. воздаяния («миф об Эре» в 10-й кн. «Государства»). Практич. следствием учения о Р. было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере – отказ от кровавых жертвоприношений.