Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́МБРИДЖСКИЕ ПЛАТО́НИКИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 540

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЕ́МБРИДЖСКИЕ ПЛАТО́НИКИ, кру­жок англ. фи­ло­со­фов, бо­го­сло­вов и мо­ра­ли­стов, сло­жив­ший­ся в Кем­бридж­ском ун-те во 2-й пол. 17 в. во­круг Б. Уич­ко­та (1609–1683). В не­го вхо­ди­ли Г. Мор, Р. Кед­ворт, Д. Смит (1618–52). В Окс­фор­де идеи К. п. раз­де­лял Д. Глан­вилл (1636–1680). К. п. стре­ми­лись к об­нов­ле­нию хри­сти­ан­ст­ва че­рез об­ра­ще­ние к мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции пла­то­низ­ма (от Пла­то­на и Пло­ти­на вплоть до М. Фи­чи­но и др. итал. не­оп­ла­то­ни­ков эпо­хи Воз­рож­де­ния). Ис­пы­та­ли влия­ние Р. Де­кар­та, с ко­то­рым пе­ре­пи­сы­ва­лись, от­вер­гая, од­на­ко, кар­те­зи­ан­скую фи­зи­ку. Ис­хо­дя из един­ст­ва ве­ры и ра­зу­ма, ви­де­ли в ра­зу­ме «ис­тин­ный глас Бо­жий» (Уич­кот), ин­туи­тив­ную ду­хов­ную спо­соб­ность це­ло­ст­но­го по­сти­же­ния – «бо­же­ст­вен­ную про­ни­ца­тель­ность» (Divine sagacity, Мор). В по­ле­ми­ке с каль­ви­ни­ст­ски­ми кон­цеп­ция­ми пре­до­пре­де­ле­ния и не­пре­одо­ли­мой бла­го­да­ти (см. Каль­ви­низм) от­стаи­ва­ли сво­бо­ду во­ли. Ут­вер­жда­ли веч­ный и аб­со­лют­ный ха­рак­тер нравств. прин­ци­пов, имею­щих сво­им ис­точ­ни­ком Бо­же­ст­вен­ный ра­зум, в про­ти­во­стоя­нии ре­ля­ти­ви­ст­ско­му ис­тол­ко­ва­нию пра­ва и мо­ра­ли в се­ку­ляр­ной фи­ло­со­фии Т. Гоб­бса. За свою ши­ро­кую ве­ро­тер­пи­мость они бы­ли на­зва­ны ла­ти­ту­ди­на­рия­ми – людь­ми с «ши­ро­ки­ми глот­ка­ми».

Лит.: Cassirer E. The Platonic Renaissance in England. Edinbourgh, 1953; The Cambridge Pla­tonists / Ed. by С. A. Patricks. L., 1969; The Cambridge Platonists in philosophical context: politics, metaphysics and religion / Ed. by G. A. J. Rogers, J.-M. Vienne, Y.-C. Zarka. Dord­recht; L., 1997.

Вернуться к началу