МАЛЬБРА́НШ НИКОЛА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЬБРА́НШ (Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж – 13.10.1715, там же), франц. религ. философ, представитель картезианства, гл. теоретик окказионализма. Получив домашнее образование, М. затем изучал теологию в Сорбонне. В 1659 вступил в конгрегацию ораторианцев, в 1664 принял сан священника. Осн. сочинения: «Разыскания истины» («De la recherche de la vérité», 1674–75; рус. пер.: т. 1–2, 1903–06; 1999), «Христианские размышления» («Méditations chrétiennes», 1683), «Беседы о метафизике и религии» («Entretiens sur la métaphysique et sur la religion», 1688) и др.
В метафизике М., следуя Р. Декарту, исходил из различения мыслящего духа и протяжённой материи. Согласно М., вследствие качественной разнородности этих субстанций их действие друг на друга невозможно; причиной связи души и тела в человеке может быть только Бог. Материя пассивна, бездеятельна; тела сами по себе не могут сообщать движение друг другу. Бог – общая и единственная истинная причина, обладающая способностью двигать тела, имеется и множество частных причин – это причины естественные, или окказиональные. Естеств. причины – только повод для проявления божественной воли. В основе теории познания М. – учение о «ви́дении вещей в Боге». Человеческая душа не может непосредственно познавать материю (в силу разнородности двух субстанций). В то же время в Боге с необходимостью содержатся идеи всех сотворённых им существ. Поэтому познание внешних тел возможно для человека лишь через созерцание их идей в Боге, доступное людям только потому, что Бог сам желает раскрыть необходимые для них знания о материальных объектах. «Сам Бог просвещает философов теми знаниями, которые неблагодарные люди называют естественными, хотя они ниспосылаются им свыше» (Разыскания истины. СПб., 1999. С. 282). В целом М. выделял 4 способа познания: непосредственное (знание о Боге), опосредованное – через идеи (знание о материальных телах, т. е. «видение вещей в Боге»), через внутр. чувство (знание собств. души), по аналогии (знание чистых духов и душ др. людей).
В этике высшей добродетелью М. объявлял любовь к Богу. Нравств. обязанности он разделял на 3 вида: обязанности по отношению к Богу, по отношению к др. людям (уважение, доброжелательность, почтение к властям и подчинение им), по отношению к самому себе (стремление к совершенствованию и к счастью). По М., истинная философия и религия ни в чём не противоречат друг другу, неизбежно приходят к одинаковым результатам. Согласно М., единственная истинная религия – христианство, что, по его мнению, подтверждается как несомненными фактами (чудеса, описанные в Библии, наблюдались множеством людей), так и «метафизическим доказательством» (Бог – бесконечный дух, человек – конечен и для служения и почитания Верховной причины нуждается в посреднике; о существовании же такого посредника – Иисуса Христа – учит только одна религия).
Философия М. оказала влияние на Г. В. Лейбница, Дж. Беркли, Д. Юма.