КРИТИ́ЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИТИ́ЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИ́ЗМ, направление англо-американской и немецкой философии, основу которого составляют методологич. и социально-политич. идеи К. Поппера и его последователей [И. Лакатоса, Дж. Агасси (Италия), У. Бартли, Дж. Уоткинса (Великобритания), X. Альберта, Э. Топича, X. Шпинера (Германия) и др.]. К. р. стремится отграничить сферу науки от псевдонауки, метафизики и идеологии, не обладающих «иммунитетом» против влияния иррационализма («демаркационизм»), выступает против неопозитивистской (М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап, Х. Рейхенбах и др.) программы эмпирич. обоснования науч. знания; в противовес индуктивизму, К. р. выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель науч. исследования, в которой преимущественное значение имеют рационально конструируемые схемы объяснения эмпирич. данных, а сами эти данные во многом зависят от рационально-теоретич. схем. Кроме того, К. р. выступает не только как характеристика науч. знания и его методов, но и как норма поведения учёного в ситуации исследования: рационально действует тот учёный, который строит смелые теоретич. гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Рациональность – это бескомпромиссная критика (в т. ч. и собственных позиций) с опорой на науч. методологию (см. Фальсификация). Важнейшим следствием этой установки является признание принципиально гипотетического характера знания, поскольку претензии знания на абсолютную истинность противоречат принципу критицизма и, следовательно, нерациональны.
В развитии К. р. различимы четыре этапа: 1920–30-е гг. – формирование доктрины; 1940–50-е гг. – распространение её идей на область социальной философии; 1960–70-е гг. – «онтологическая реформа» К. р. (концепция «трёх миров» К. Поппера) и его сращивание с социал-демократич. идеологией; 1970–80-е гг. – модернизация и ревизия исходных принципов К. р. (внедрение идей когнитивной социологии, социальной психологии, герменевтики, в итоге приведшее к внутр. противоречиям в К. р., попытка приближения к действительной истории науки в «методологии научно-исследовательских программ» И. Лакатоса, разрушение «демаркационизма» и «фальсификационизма» в «методологическом анархизме» П. Фейерабенда, «панкритический рационализм» У. Бартли, X. Альберта и др.).
Как одна из теоретич. основ социал-демократич. реформизма К. р. переплетается с традициями «социальной инженерии» и «социальной терапии», образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблем социальной жизни за счёт реализации «рациональных проектов» производственного, культурного, политич. развития. Идеальная модель «большой науки» – «открытое общество беспристрастных исследователей» – видится сторонникам К. р. образцом подлинно демократич. устройства общества в целом. Улучшение жизненных условий и исправление социальных дефектов – социотехнич. задачи, требующие «рациональных ориентиров». Эти установки К. р. оказались привлекательными для той части прагматически и технократически настроенной интеллигенции, которая восприняла их как приемлемую философию социального действия, противостоящую пессимистически-негативистским тенденциям и разл. формам контркультуры.