ЛА́КАТОС ЛАКАТОШ ИМРЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́КАТОС, Лакатош (Lakatos) Имре (9.11.1922, Дебрецен – 2.2.1974, Лондон), венг.-брит. философ и историк науки, представитель критического рационализма. Окончил ун-т в Дебрецене (1944). Во время 2-й мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. В 1947–50 сотрудник Мин-ва образования Венгрии. В 1947 защитил диссертацию по философии (под рук. Д. Лукача), после чего в течение года учился в Москве у проф. С. А. Яновской. В 1950–53 находился в заключении по обвинению в ревизионизме. В 1956 после венг. восстания эмигрировал в Австрию, затем в Великобританию. С 1960 преподавал в Лондонской школе экономики (проф. с 1960), где сблизился с К. Поппером.
Согласно отстаиваемому Л. принципу фальсификации, рациональность науч. деятельности удостоверяется готовностью учёного признать опровергнутой любую науч. гипотезу, когда она сталкивается с противоречащим ей опытом, а также стремлением к возможным опровержениям собств. гипотез. Обнаруженные в процессе исследования «контрпримеры» вынуждают модифицировать выдвинутые гипотезы, совершенствовать доказательства, использовать эвристич. потенциал принятых допущений либо выдвигать новые. В разработанной Л. концепции «утончённого фальсификационизма» развитие науки представлено как соперничество и последоват. смена «концептуальных систем». Такие системы организованы вокруг некоторых принятых фундам. идей, образующих «твёрдое ядро» н.-и. программы (как правило, они выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются науч. сообществом догматически). Согласно Л., когда теория сталкивается с опровергающими фактами, то утверждения, входящие в состав «твёрдого ядра», не отбрасываются сразу («негативная эвристика»), но продолжают проясняться и развиваться, выдвигаются новые «вспомогательные гипотезы», которые образуют «защитный пояс» вокруг «твёрдого ядра», призванного удерживать в неприкосновенности творч. потенциал исследовательской программы, её «позитивную эвристику». Увеличение эмпирич. содержания, по Л., – гл. условие и критерий науч. рациональности. Так, «прогрессивность» н.-и. программы по сравнению с её конкурентами определяется увеличением способности предсказывать новые, ранее неизвестные факты в сочетании с эмпирич. подтверждением этих новых фактов. Когда же эта программа начинает «топтаться на месте», устраняет аномалии с помощью гипотез ad hoc, т. е. относящихся лишь к данному, и не даёт устойчивого роста эмпирич. содержания, то это означает, что программа вступила в стадию «вырождения» и должна быть заменена другой, более продуктивной программой. Отстаивая идею «рациональной реконструкции» истории науки, Л. критиковал попытки «социологизации» науч.-познават. процесса в зависимости от вненаучных – психологических, социологических и т. п. – факторов его истолкования. Работы Л. сыграли важную роль в философии и методологии науки 20 в.