ПО́ППЕР КАРЛ РАЙМУНД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́ППЕР (Popper) Карл Раймунд (28.7.1902, Вена – 17.9.1994, Лондон; похоронен в Вене), австро-брит. философ, основатель критического рационализма, чл. Лондонского королевского об-ва (1976). В 1918–24 изучал в Венском ун-те математику и физику. В 1921–24 работал волонтёром в детских реабилитационных клиниках А. Адлера. В 1925–28 изучал психологию и философию в венском Педагогич. ин-те; диссертация по проблеме метода в психологии мышления под рук. К. Бюлера. В 1930–37 работал учителем гимназии в Вене. В 1937–45 в эмиграции в Новой Зеландии, преподавал в Университетском колледже Кентербери в Крайстчерче. В 1946–69 в Лондонской школе экономики и политич. наук, проф. с 1949. Совм. с Ф. А. фон Хайеком, Л. фон Мизесом и др. основал в 1947 Об-во «Мон Пелерин» в защиту либеральных ценностей открытого общества. В 1965 посвящён в рыцарское достоинство.
Взгляды П. сформировались под влиянием новых теорий в физике нач. 20 в. (теория относительности, квантовая механика), аналитической философии и неокантианства. П. был близок к членам Венского кружка, однако в своей концепции науч. знания выступил оппонентом их воззрений. В «Логике научного исследования» («Logik der Forschung», 1935, расширенное англ. изд. – «The Logic of scientific discovery», 1959, рус. пер. 1983) в противовес принципу верификации, с помощью которого представители логического позитивизма стремились разграничить науч. и ненаучные утверждения, П. выдвинул принцип фальсификации – принципиальной потенциальной опровержимости теории в процессе эксперим. проверки (не удовлетворяющие этому требованию учения, такие как астрология, марксистская теория истории, психоанализ З. Фрейда и т. п., являются, согласно П., «псевдонауками»). Критикуя индуктивизм, П. считал, что из наблюдений, фиксирующих опыт, никогда не следует истинность универсального утверждения (или теории) – достаточно хотя бы одного случая, их опровергающего; только единичные утверждения могут быть верифицированы (и не фальсифицированы), универсальные же могут быть только фальсифицированы. Любая теория носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержена возможным ошибкам (принцип фаллибилизма), она апеллирует к опыту для проверки своих утверждений. Рост науч. знания состоит в выдвижении гипотез и их последующем опровержении, в результате чего наука движется к постижению всё более глубоких структур реальности («Предположения и опровержения: Рост научного знания» – «Conjectures and refutations: The Growth of scientific knowledge», 1963, рус. пер. 2004).
С 1960-х гг. П. обращается к разработке эволюционной эпистемологии в духе идей эмерджентной эволюции: всё новое в мире (будь то организм, сознание, науч. теория и т. д.) появляется как своего рода «гипотеза», жизненность которой зависит от способности адаптации к окружающей среде; исходя из детерминизма объяснить появление новизны невозможно («Объективное знание: Эволюционный подход» – «Objective knowledge: An evolutionary approach», 1972, рус. пер. 2002; «Самость и её мозг» – «The self and its brain», 1977, совм. с Дж. Эклсом; и др.). Взаимоотношение духовного и телесного решалось им с позиций дуализма и интеракционизма («Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия» – «Knowledge and body-mind problem: In defence of interaction», 1994, рус. пер. 2008).
В противостоянии разл. формам естеств.-науч. редукционизма П. сформулировал концепцию трёх несводимых друг к другу миров человеческого опыта: физич. мир естеств. объектов, ментальный мир субъективных состояний сознания, мир идеальных объектов, созданный человеческим разумом, но существующий автономно и способный к саморазвитию (теории, однажды созданные, порождают следствия, которые их создатели не могли предвидеть).
Выдвинутая ещё в 1950-е гг. концепция предрасположенностей в поздний период была истолкована П. в космологич. ключе («Мир предрасположенностей» – «World of propensities», 1990, рус. пер. в кн.: Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. 2000): предрасположенности – это «ненаблюдаемые диспозиционные свойства физического мира», аналогичные ньютоновской силе притяжения или полям сил. Реальность представляет собой не каузальную машину, а процесс осуществления «весомых диспозиций», которые находятся в состоянии предвосхищения будущего и в своём устремлении к нему влияют на настоящее.
Отстаиваемая П. метафизика «открытой Вселенной» служила теоретич. основанием его идей «открытого общества» и «открытой философии». П. выступил с резкой критикой тоталитарных режимов фашизма и коммунизма в кн. «Открытое общество и его враги» («The Open society and its enemies», 1945, рус. пер. 1992). Истоки тоталитаризма он возводил к теории государства Платона, а его филос. основания усматривал в учениях Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса. В «Нищете историцизма» («The Poverty of historicism», 1936, отд. англ. изд. – 1957, рус. пер. 1993) П. подверг критике разл. попытки установить законы истории, считая невозможным научно предсказать будущее развитие человеческого знания и общества. В противовес «социальному прожектёрству» П. разрабатывал методологию «пошаговой» социальной инженерии, которая широко использовалась в европ. либеральном социал-реформизме 2-й пол. 20 в.
Идеи П. оказали огромное влияние на философию науки 20 в., положив начало постпозитивизму; они получили развитие в филос. теориях И. Лакатоса, Дж. Уоткинса, У. Бартли, Дж. Агасси, Д. Миллера, историко-науч. концепциях Т. Куна, П. Фейерабенда и др., круг его социальных идей был воспринят в нем. вариантах критического рационализма (Х. Альберт, Х. Шпиннер и др.).