Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРИФИКА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 163

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Меркулов

ВЕРИФИКА́ЦИЯ (ср.-век. лат. verificatio – до­ка­за­тель­ст­во, под­твер­жде­ние, от лат. verus – ис­тин­ный и facio – де­лать), по­ня­тие, упот­реб­ляе­мое в эпи­сте­мо­ло­гии, ло­ги­ке и ме­то­до­ло­гии нау­ки для обо­значе­ния про­цес­сов ус­та­нов­ле­ния ис­тин­но­сти на­уч. ут­вер­жде­ний в ре­зуль­та­те их эм­пи­рич. про­вер­ки. Раз­ли­ча­ют не­по­средств. В. – пря­мую про­вер­ку ут­вер­жде­ний, фор­му­ли­рую­щих дан­ные на­блю­де­ния и экс­пе­ри­мен­та (или ут­вер­жде­ний, фик­си­рую­щих за­ви­си­мо­сти ме­ж­ду эти­ми дан­ны­ми), и кос­вен­ную В., пред­по­ла­гаю­щую вы­вод след­ст­вий, вве­де­ние до­пол­нит. ги­по­тез, т. е. ус­та­нов­ле­ние тео­ре­тич. и ло­гич. от­но­ше­ний ме­ж­ду кос­вен­но ве­ри­фи­ци­руе­мы­ми и пря­мо ве­ри­фи­ци­руе­мы­ми ут­вер­жде­ния­ми. На­уч. поло­же­ния, со­дер­жа­щие аб­ст­ракт­ные тео­ре­тич. по­ня­тия, от­но­сят­ся к кос­вен­но ве­ри­фи­ци­руе­мым ут­вер­жде­ни­ям. Сле­ду­ет раз­ли­чать так­же В. как ак­ту­аль­ный про­цесс про­вер­ки ут­вер­жде­ний и ве­ри­фи­ци­руе­мость, т. е. воз­мож­ность В. Имен­но ана­лиз ус­ло­вий и схем ве­ри­фи­ци­руемо­сти вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве пред­ме­та эпи­сте­мо­ло­гич. и ло­ги­ко-ме­то­до­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Тер­мин «В.» по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в фи­ло­со­фии нау­ки 1-й пол. 20 в. в свя­зи с кон­цеп­ци­ей ана­ли­за язы­ка в ло­ги­че­ском эм­пи­риз­ме (см. Ана­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия), ко­то­рый сфор­му­ли­ро­вал т. н. прин­цип В., или ве­ри­фи­ци­руе­мо­сти. Со­глас­но это­му прин­ци­пу, вся­кое на­уч­но ос­мыс­лен­ное ут­вер­жде­ние о ми­ре долж­но быть сво­ди­мо к со­во­куп­но­сти т. н. про­то­коль­ных пред­ло­же­ний, фик­си­рую­щих дан­ные «чис­то­го опы­та». Т. о., эпи­сте­мо­ло­гич. ос­но­ва­ни­ем прин­ци­па В. яви­лась фе­но­ме­на­лист­ская, уз­ко­эм­пи­рич. док­три­на, со­глас­но ко­то­рой по­зна­ние не мо­жет вый­ти за пре­де­лы чув­ст­вен­но­го опы­та. Ос­но­вой по­доб­ной сво­ди­мо­сти для пред­ста­ви­те­лей Вен­ско­го круж­ка вы­сту­па­ла вы­дви­ну­тая Л. Вит­ген­штей­ном в «Ло­ги­ко-фи­ло­соф­ском трак­та­те» идея воз­мож­но­сти ре­пре­зен­та­ции ка­ж­до­го ос­мыс­лен­но­го ут­вер­жде­ния о ми­ре в ка­че­ст­ве функ­ции ис­тин­но­сти эле­мен­тар­ных ут­вер­жде­ний фор­маль­ных язы­ков ма­те­ма­тич. ло­ги­ки.

Яв­ная эпи­сте­мо­ло­гич. и ме­то­до­ло­гич. не­со­стоя­тель­ность прин­ци­па ве­ри­фи­ци­руе­мо­сти, ли­шаю­ще­го на­уч. ос­мыс­лен­но­сти ут­вер­жде­ния, не­по­сред­ст­вен­но не про­ве­ряе­мые опыт­ным пу­тём, вы­ну­ди­ла его сто­рон­ни­ков при­нять ос­лаб­лен­ный ва­ри­ант это­го прин­ци­па, со­стоя­щий в за­ме­не по­ня­тия стро­гой и ис­чер­пы­ваю­щей В. по­ня­ти­ем час­тич­ной и кос­вен­ной В., или под­твер­жде­ния.

В совр. лит-ре по эпи­сте­мо­ло­гии, ло­ги­ке и фи­ло­со­фии нау­ки В. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ас­пект слож­но­го про­цес­са раз­ви­тия на­уч. зна­ния, как ха­рак­те­ри­сти­ка мно­го­пла­но­во­го взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду со­пер­ни­чаю­щи­ми тео­рия­ми и ре­зуль­та­та­ми их экс­пе­рим. про­ве­рок. См. Ги­по­те­за.

Вернуться к началу