ФЕ́ЙЕРАБЕНД ПОЛ КАРЛ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕ́ЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пол (Пауль) Карл (13.1.1924, Вена – 11.2.1994, Женолье, кантон Во, Швейцария), австр.-амер. философ науки, представитель постпозитивизма. Изучал теорию драматургии в Веймаре (1946), историю, социологию и физику в Венском ун-те (докторская диссертация в 1951). Испытал влияние идей австр. философа и физика Ф. Франка (1884–1966), К. Поппера (учился у него в Лондонской школе экономики в 1952–53), Л. Витгенштейна. Преподавал в Бристольском ун-те (1955–58). С 1959 в США; профессор Калифорнийского ун-та в Беркли.
В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. вместе с Т. Куном, С. Тулмином, И. Лакатосом и др. выступил с критикой методологич. программ логич. эмпиризма, прежде всего гипотетико-дедуктивной и кумулятивистской модели науки: между сменяющими друг друга теориями нельзя установить отношение логич. выводимости; поскольку значения науч. терминов определены всем контекстом теории и, следовательно, термины конкурирующих теорий не могут иметь одно и то же значение, науч. теории являются «несоизмеримыми». Теория есть уникальный «взгляд на мир в целом», и переход от одной теории к другой есть изменение мировоззрения, а не логич. развитие науч. идей и не накопление истин (тезис антикумулятивизма). Развитие науки осуществляется через взаимную критику и борьбу теорий путём создания концепций, альтернативных общепризнанным (принцип «пролиферации», размножения).
В основе предложенной Ф. концепции методологич., или эпистемологич., анархизма («Против метода. Очерк анархистской теории познания» – «Against method: outline of an anarchistic theory of knowledge», 1975, рус. пер. 2007; «Наука в свободном обществе» – «Science in the free society», 1978, рус. пер. 2010) лежит утверждение абсолютной свободы науч. творчества, прежде всего свободы от «методологич. принуждения», претензий на универсальность и объективность. Науч. рациональность не может отождествляться с требованиями к.-л. одной из конкурирующих науч. традиций, единственным важным принципом является правило «anything goes», «всё дозволено» – пригодно всё, что способствует успеху. Безграничное свободное творчество ума, изобретающего способы решения проблем и оценивающего их по успешности результатов, а не по соответствию установившимся законам и правилам, есть высшая ценность человеческого познания и человеческого бытия в целом. Учёный, добивающийся признания своих идей, вправе прибегать к пропаганде, психологич. внушению и т. п. (так, по мнению Ф., поступал Г. Галилей, ломавший все каноны современной ему науки для утверждения коперниканского мировоззрения). В этом отношении наука не имеет к.-л. «приоритета» по сравнению с мифом или идеологией. Поэтому в «свободном обществе» наука должна быть отделена от государства, и все традиции должны иметь «равные права и одинаковый доступ к центрам власти».