Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕ́ЙЕРАБЕНД ПОЛ КАРЛ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 240-240

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. H. Порус

ФЕ́ЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пол (Па­уль) Карл (13.1.1924, Ве­на – 11.2.1994, Же­но­лье, кан­тон Во, Швей­ца­рия), австр.-амер. фи­ло­соф нау­ки, пред­ста­ви­тель пост­по­зи­ти­виз­ма. Изу­чал тео­рию дра­ма­тур­гии в Вей­ма­ре (1946), ис­то­рию, со­цио­ло­гию и фи­зи­ку в Вен­ском ун-те (док­тор­ская дис­сер­та­ция в 1951). Ис­пы­тал влия­ние идей австр. фи­ло­со­фа и фи­зи­ка Ф. Фран­ка (1884–1966), К. Поп­пе­ра (учил­ся у не­го в Лон­дон­ской шко­ле эко­но­ми­ки в 1952–53), Л. Вит­ген­штей­на. Пре­по­да­вал в Бри­столь­ском ун-те (1955–58). С 1959 в США; про­фес­сор Ка­ли­фор­ний­ско­го ун-та в Берк­ли.

В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. вме­сте с Т. Ку­ном, С. Тул­ми­ном, И. Ла­ка­то­сом и др. вы­сту­пил с кри­ти­кой ме­то­до­ло­гич. про­грамм ло­гич. эм­пи­риз­ма, пре­ж­де все­го ги­по­те­ти­ко-де­дук­тив­ной и ку­му­ля­ти­ви­ст­ской мо­де­ли нау­ки: ме­ж­ду сме­няю­щи­ми друг дру­га тео­рия­ми нель­зя ус­та­но­вить от­но­ше­ние ло­гич. вы­во­ди­мо­сти; по­сколь­ку зна­че­ния на­уч. тер­ми­нов оп­ре­де­ле­ны всем кон­тек­стом тео­рии и, сле­до­ва­тель­но, тер­ми­ны кон­ку­ри­рую­щих тео­рий не мо­гут иметь од­но и то же зна­че­ние, на­уч. тео­рии яв­ля­ют­ся «не­со­из­ме­ри­мы­ми». Тео­рия есть уни­каль­ный «взгляд на мир в це­лом», и пе­ре­ход от од­ной тео­рии к дру­гой есть из­ме­не­ние ми­ро­воз­зре­ния, а не ло­гич. раз­ви­тие на­уч. идей и не на­ко­п­ле­ние ис­тин (те­зис ан­ти­ку­му­ля­ти­виз­ма). Раз­ви­тие нау­ки осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез вза­им­ную кри­ти­ку и борь­бу тео­рий пу­тём соз­да­ния кон­цеп­ций, аль­тер­на­тив­ных об­ще­при­знан­ным (прин­цип «про­ли­фе­ра­ции», раз­мно­же­ния).

В ос­но­ве пред­ло­жен­ной Ф. кон­цеп­ции ме­то­до­ло­гич., или эпи­сте­мо­ло­гич., анар­хиз­ма («Про­тив ме­то­да. Очерк анар­хист­ской тео­рии по­зна­ния» – «Against method: outline of an anarchistic theory of knowledge», 1975, рус. пер. 2007; «Нау­ка в сво­бод­ном об­ще­ст­ве» – «Sci­ence in the free society», 1978, рус. пер. 2010) ле­жит ут­вер­жде­ние аб­со­лют­ной сво­бо­ды на­уч. твор­че­ст­ва, пре­ж­де все­го сво­бо­ды от «ме­то­до­ло­гич. при­ну­ж­де­ния», пре­тен­зий на уни­вер­саль­ность и объ­ек­тив­ность. На­уч. ра­цио­наль­ность не мо­жет ото­жде­ст­в­лять­ся с тре­бо­ва­ния­ми к.-л. од­ной из кон­ку­ри­рую­щих на­уч. тра­ди­ций, един­ст­вен­ным важ­ным прин­ци­пом яв­ля­ет­ся пра­ви­ло «anything goes», «всё до­зво­ле­но» – при­год­но всё, что спо­соб­ству­ет ус­пе­ху. Без­гра­нич­ное сво­бод­ное твор­че­ст­во ума, изо­бре­таю­ще­го спо­со­бы ре­ше­ния про­блем и оце­ни­ваю­ще­го их по ус­пеш­но­сти ре­зуль­та­тов, а не по со­от­вет­ст­вию ус­та­но­вив­шим­ся за­ко­нам и пра­ви­лам, есть выс­шая цен­ность че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния и че­ло­ве­че­ско­го бы­тия в це­лом. Учё­ный, до­би­ваю­щий­ся при­зна­ния сво­их идей, впра­ве при­бе­гать к про­па­ган­де, пси­хо­ло­гич. вну­ше­нию и т. п. (так, по мне­нию Ф., по­сту­пал Г. Га­ли­лей, ло­мав­ший все ка­но­ны со­вре­мен­ной ему нау­ки для ут­вер­жде­ния ко­пер­ни­кан­ско­го ми­ро­воз­зре­ния). В этом от­но­ше­нии нау­ка не име­ет к.-л. «при­ори­те­та» по срав­не­нию с ми­фом или идео­ло­ги­ей. По­это­му в «сво­бод­ном об­ще­ст­ве» нау­ка долж­на быть от­де­ле­на от го­су­дар­ст­ва, и все тра­ди­ции долж­ны иметь «рав­ные пра­ва и оди­на­ко­вый дос­туп к цен­трам вла­сти».

Соч.: Der wissenschaftstheoretische Realismus und die Autorität der Wissenschaften. Wiesba­den, 1978; Realism, rationalism and scientific method. Philosophical papers. Camb., 1981–1983. Vol. 1–2; Wissenschaft als Kunst. Fr./M., 1984; Из­бран­ные тру­ды по ме­то­до­ло­гии нау­ки. M., 1986. Three dialogues on knowledge. Oxf., 1991; Killing time. Chi., 1995; Про­щай, ра­зум. М., 2010.

Лит.: Preston J. Feyerabend: Philosophy, sci­ence and society. Camb., 1997; The worst ene­my of science? Essays in memory of P. Feyera­bend / Ed. J. Preston, G. Munévar, D. Lamb. N. Y., 2000; Oberheim E. Feyerabend’s philo­sophy. B., 2006.

Вернуться к началу