ГАЛИЛЕ́Й
-
Рубрика: Физика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛИЛЕ́Й (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза – 8.1.1642, Арчетри, близ Флоренции), итал. физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, литератор. Сын В. Галилеи. Посещал школу в Пизе, затем воспитывался в мон. Валломброса, где познакомился с работами лат. и греч. писателей. В 1581 поступил в Пизанский ун-т, где изучал медицину и работы Аристотеля, Евклида и Архимеда. Увлёкшись геометрией и механикой, Г. бросил медицину, переехал во Флоренцию, где 4 года посвятил изучению математики. В 1586 написал соч. «Маленькие весы» (изд. в 1655), в котором описал изобретённые им гидростатич. весы, позволяющие быстро определять состав металлич. сплавов, а также геометрич. исследование о центрах тяжести тел. Эти работы приобрели известность среди итал. математиков, и в 1589 Г. получил кафедру математики в Пизанском ун-те. Здесь он написал работу, в которой впервые выступил против Аристотеля, отрицавшего существование суточного вращения Земли.
В 1592–1610 Г. занимал кафедру математики в Падуе. Это было время наивысшего расцвета его науч. деятельности: он проводил исследования о машинах, в которых исходил из общего принципа равновесия, совпадающего, по сути, с возможных перемещений принципом; вывел законы свободного падения тел, падения тел по наклонной плоскости, движения тела, брошенного под углом к горизонту, установил изохронизм колебаний маятника. Здесь же он выполнил исследования по прочности материалов, механике тел животных; именно в Падуе Г. стал убеждённым последователем учения Н. Коперника (в своих лекциях он традиционно излагал геоцентрич. систему Птолемея). О работах Г. в Падуе знали только его друзья, опубликовал он лишь описание пропорционального циркуля. (В 1634 во Франции был издан трактат Г. «Механика» в пер. М. Мерсенна, составленный по рукописи, появившейся в падуанский период.)
Узнав об изобретённой в Голландии зрительной трубе, Г. в 1609 построил свой первый телескоп (с 3-кратным увеличением). Публичная демонстрация телескопа и наблюдения с его помощью неба с башни Св. Марка в Венеции произвели сильное впечатление. Вскоре он построил телескоп с 32-кратным увеличением. Наблюдения, осуществлённые с его помощью, разрушили господствовавший в то время догмат о совершенстве небесных тел: поверхность Луны оказалась покрытой горами и низменностями («морями»), звёзды увеличились в размерах, была постигнута их удалённость. Г. обнаружил 4 спутника Юпитера, огромное количество новых звёзд. Млечный Путь распался на отд. звёзды. Свои наблюдения Г. описал в соч. «Звёздный вестник» (1610–11), которое принесло ему известность и послужило поворотным пунктом в жизни: он был приглашён герцогом Козимо II Медичи во Флоренцию и стал придворным философом и «первым математиком» ун-та без обязанности читать лекции, получив возможность целиком посвятить себя науч. работе. Продолжая телескопич. наблюдения, Г. открыл фазы Венеры, солнечные пятна (независимо от других учёных), доказал вращение Солнца, изучал движение спутников Юпитера, обратил внимание на необычную форму Сатурна.
В 1611 Г. посетил Рим, где ему был оказан восторженный приём при папском дворе и завязалась дружба c герцогом Ф. Чези – основателем Академии деи Линчеи («Академии рысьеглазых»), членом которой Г. стал. По настоянию герцога он опубликовал своё антиаристотелевское соч. «Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся» (1612), где применил принцип равных моментов к выводу условий равновесия в жидкостях.
В 1613 получило огласку письмо Г. к аббату Кастелли, где он отстаивал систему Коперника. На основании этого письма на Г. поступил донос в инквизицию, рассмотрев который конгрегация иезуитов приняла в 1616 декрет: учение Коперника было объявлено еретическим, а его книга включена в список запрещённых Церковью. Имя Г. в постановлении не было названо, но частным образом ему было приказано отказаться от этого учения. Г. формально подчинился декрету и в течение нескольких лет не упоминал о системе Коперника или говорил о ней только намёками. В течение следующего десятилетия он опубликовал лишь единственное большое соч. «Пробирщик» – полемич. трактат, содержащий рассуждения по поводу трёх комет, появившихся в 1618, а также рассуждения о свойствах тел, природе теплоты; здесь приведена история создания и усовершенствования им зрительной трубы. Этот трактат – одно из наиболее блестящих в лит. отношении произведений Галилея.
В 1623 на папский престол вступил под именем Урбана VIII друг Г. кардинал М. Барберини. Г. почувствовал себя свободным от уз декрета инквизиции и приступил к созданию «Диалога о приливах и отливах» (первое назв. «Диалога о двух главнейших системах мира»), в котором системы Коперника и Птолемея представлены в разговорах трёх собеседников, причём авторские симпатии, безусловно, были на стороне того из них, кто придерживался взглядов Коперника. Доводы, вложенные в уста этого собеседника, неопровержимы, в то время как его противник выглядит жалким и неубедительным. Многие из обсуждаемых тем были уже изложены в др. сочинениях Г., но в «Диалоге...» они собраны и расположены в логически стройном, систематич. порядке. Приводятся и новые факты; напр., Г. предсказывает годичный параллакс звёзд. В 1630 Г. приехал в Рим с готовой рукописью и папа Урбан VIII дал согласие на издание книги, в которой учение Коперника излагалось бы как одна из гипотез. После длительных цензурных мытарств было получено разрешение на печатание книги с некоторыми изменениями. «Диалог...» появился во Флоренции на итал. языке в янв. 1632. Однако через неск. месяцев противникам Г. удалось добиться запрещения дальнейшего выпуска книги. Г. был вызван папским эдиктом в Рим на суд инквизиции. Он пытался уклониться от поездки, однако папа пригрозил привезти его, применив силу. В февр. 1633 Г. был вынужден прибыть в Рим. Против него был возбуждён процесс. На четырёх допросах больной 69-летний учёный отрёкся от учения Коперника и 22 июня принёс публичное покаяние в ц. Мария-сопра-Минерва. «Диалог...» был запрещён, а его автор 9 лет официально считался узником инквизиции. Он жил под надзором на своей вилле в Арчетри (близ Флоренции), которую не мог покидать без позволения папы. Ему было запрещено говорить с кем-либо о движении Земли и печатать свои труды. Копии приговора были разосланы по всей Италии и римско-католич. странам («Диалог...» вносился в «Указатель запрещённых книг» до 1821). Однако в протестантских странах вскоре появился латинский перевод «Диалога...», в Голландии напечатано его рассуждение об отношениях Библии и естествознания.
В Арчетри Г. продолжал работать над ранее начатыми трудами, наблюдать за движением спутников Юпитера, разрабатывать методы определения долготы на море, открыл явление либраций Луны. В 1636 он закончил работу над трактатом «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки…», в котором подвёл итоги своим физич. исследованиям (трактат был напечатан в 1638 в Голландии). В конце жизни Г. стал терять зрение и в 1637 полностью ослеп. Он был похоронен в Арчетри, и лишь в 1737 исполнили его последнюю волю: его прах был перенесён в ц. Санта-Кроче во Флоренции и погребён рядом с Микеланджело. В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
Вклад Г. в развитие механики, оптики, астрономии трудно переоценить. Особенно значительны его работы, заложившие фундамент механики. Он впервые высказал идею об относительности движения (Галилея принцип относительности), сформулировал принцип инерции (см. Инерции закон), рассмотрел равномерно ускоренное движение и построил теорию свободного падения тел и движения тел по наклонной плоскости, рассмотрел сложение движений, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Он доказал, что воздух имеет вес, занимался вопросами упругости и прочности тел, исследовал колебания маятника, поставил опыт с простейшим термоскопом для определения степени «жары или холода», попытался объяснить природу теплоты, впервые предложил поставить эксперимент для измерения скорости света.
Астрономич. открытия Г. более других обратили на себя внимание современников, однако некоторые из них были почти одновременно сделаны и др. учёными, остальные с изобретением и совершенствованием телескопов были бы неизбежно осуществлены. Однако Г. блестяще воспользовался результатами своих открытий для доказательства системы Коперника, справедливость которой не вызывала более сомнений в науч. мире.
Г. разработал науч. метод исследований законов природы, до настоящего времени лежащий в основе всего естественно-научного познания. Отвергая попытки схоластов добыть истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и отвлечённых умствований, Г. говорит о 4 этапах открытия закона природы: «чувственный опыт» – эксперим. обнаружение явления, «аксиома» – рабочая гипотеза, объясняющая это явление, «математическое развитие» – нахождение логич. следствий из рабочей гипотезы и последний этап – опытная проверка этих следствий. Т. о., согласно Г., исследования явлений природы начинаются с опыта, нуждаются в математич. обосновании и (в отличие от метода Ф. Бэкона) заканчиваются опытной проверкой.
Одарённость Г. не ограничивалась областью науки. Он был музыкантом, художником, любителем искусств и блестящим литератором. Его науч. работы, б. ч. которых написана на итал. яз. (несмотря на то, что он в совершенстве владел латынью – универсальным языком учёных того времени), по простоте, ясности изложения и блеску лит. стиля могут быть отнесены к худож. произведениям, в которых в ряде случаев присутствуют элементы бурлеска. Он занимался также переводами с греч. яз. на латынь, изучал античных классиков и поэтов эпохи Возрождения. К его лит. опытам относятся сонеты и канцоны в духе Позднего Возрождения, лекции о «Божественной комедии» Данте (1588), комментарии к Л. Ариосто, Ф. Петрарке и Т. Тассо. Он принадлежал к немногим в Италии того времени приверженцам эстетики классицизма (сжатость и ясность стиля, огранич. использование метафор, строгость композиции) и выступал с критикой маньеризма. Автор бурлескного стих. «Сатира на носящих тогу» и соавтор канцоны А. Сальвадори «О звёздах Медичей» – спутниках Юпитера. Судьба Г. легла в основу ряда лит. произведений, наиболее известна из них пьеса Б. Брехта «Жизнь Галилея».