ТУ́ЛМИН СТИВЕН ЭДЕЛСТОН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУ́ЛМИН (Toulmin) Стивен Эделстон (25.3.1922, Лондон – 4.12.2009, Лос-Анджелес), брит. философ, представитель аналитической философии. По окончании Кембриджского ун-та (в 1948 защитил докторскую диссертацию), где Т. испытал значит. влияние Л. Витгенштейна, преподавал в Оксфорде (1949–1954), проф. Лидского ун-та (1955–59). Директор фонда Наффилда (1960–64). С 1965 в США, преподавал в Мичиганском, Калифорнийском, Чикагском и др. ун-тах.
В 1950–60-х гг. выступил с критикой неопозитивистского обоснования науч. знания, предложив историч. подход в исследованиях «стандартов рациональности и понимания», принятых в науч. сообществе. То, что не укладывается в эти сложившиеся стандарты («матрицы»), считается аномалией, её устранение («улучшение понимания») выступает стимулом эволюции науки, в процессе которой происходит непрерывный отбор концептуальных новшеств. Развитие науки изображается подобно биологич. эволюции, науч. теории рассматриваются как особого рода «популяции» понятий, подверженные консервации («выживаемость») и инновациям («мутации»). «Концептуальные популяции» непрерывно взаимодействуют с внутринаучными (интеллектуальными) и вненаучными (социальными, экономическими и др.) факторами. Понятия могут «выживать» как благодаря своему вкладу в улучшение понимания, так и под влиянием иных воздействий, напр. идеологич. поддержки или экономич. приоритетов, социально-политич. роли лидеров науч. школ или их авторитета в науч. сообществе. «Носители» рациональности в науке – представители «науч. элиты», от которых в осн. зависит успешность отбора и «выведение» новых, продуктивных понятийных «популяций».
В работах по этике и философии религии Т. утверждал зависимость моральных и религ. суждений от принятых в данных областях правил и схем понимания и объяснения, формулируемых в языке и служащих гармонизации социального поведения. Однако эти правила и схемы, действующие в конкретных ситуациях, не имеют универсальной значимости, в силу чего анализ языков этики и религии направлен прежде всего на выявление их уникальности.