ЭМЕРДЖЕ́НТНАЯ ЭВОЛЮ́ЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМЕРДЖЕ́НТНАЯ ЭВОЛЮ́ЦИЯ (англ. emergent – внезапно возникающий, от лат. emergo – появляться, возникать), учение о развитии как скачкообразном процессе возникновения в системе новых качеств, несводимых к предыдущему уровню (на основании которого их нельзя объяснить или предсказать).
Термин «эмерджентность» впервые употребил англ. лит. критик и философ Дж. Г. Льюис (1817–78) («Вопросы о жизни и духе» – «Problems of life and mind», vol. 1–5, 1873–79; рус. пер. т. 1–2, 1875–76). Концепция Э. э. сформировалась в работах англ. философа С. Александера (1859–1938) («Пространство, время и Божество» – «Space, time and Deity», vol. 1–2, 1927) и англ. зоолога и психолога К. Л. Моргана (1852–1936) («Emergent evolution», 1927), различавших два типа изменений: количественные – «результанты» («resultants»), определяемые априорно на основе исходных элементов, и качественные – «эмердженты» («emergents»), несводимые к исходным качествам и не обусловленные ими. Эволюция, с их точки зрения, предстаёт как «эмерджентный» – скачкообразный и непредсказуемый – процесс.
Понятие эмерджентности позволяет избежать редукционистских – механистич. (физикалистских) или виталистич. объяснений строения и эволюции мира. В метафизич. концепции С. Александера мир как космич. процесс развивается от исходного первичного единства пространства и времени к новым высшим уровням сознания и устремлён к Божественному. Идеи Э. э. используются в «философии организма» А. Н. Уайтхеда, в теории эволюции мира, движимой духовным началом, П. Тейяра де Шардена, в «философии целостности» (холизме) Я. Х. Смэтса и др.