Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМЕРДЖЕ́НТНАЯ ЭВОЛЮ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 368-369

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭМЕРДЖЕ́НТНАЯ ЭВОЛЮ́ЦИЯ (англ. emergent – вне­зап­но воз­ни­каю­щий, от лат. emergo – по­яв­лять­ся, воз­ни­кать), уче­ние о раз­ви­тии как скач­ко­об­раз­ном про­цес­се воз­ник­но­ве­ния в сис­те­ме но­вых ка­честв, не­сво­ди­мых к пре­ды­ду­ще­му уров­ню (на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го их нель­зя объ­яс­нить или пред­ска­зать).

Тер­мин «эмерд­жент­ность» впер­вые упот­ре­бил англ. лит. кри­тик и фи­ло­соф Дж. Г. Льюис (1817–78) («Во­про­сы о жиз­ни и ду­хе» – «Problems of life and mind», vol. 1–5, 1873–79; рус. пер. т. 1–2, 1875–76). Кон­цеп­ция Э. э. сфор­ми­ро­ва­лась в ра­бо­тах англ. фи­ло­со­фа С. Алек­сан­де­ра (1859–1938) («Про­стран­ст­во, вре­мя и Бо­же­ст­во» – «Space, time and Deity», vol. 1–2, 1927) и англ. зоо­ло­га и пси­хо­ло­га К. Л. Мор­га­на (1852–1936) («Emergent evolution», 1927), раз­ли­чав­ших два ти­па из­ме­не­ний: ко­ли­че­ст­вен­ные – «ре­зуль­тан­ты» («resultants»), оп­ре­де­ляе­мые ап­ри­ор­но на ос­но­ве ис­ход­ных эле­мен­тов, и ка­че­ст­вен­ные – «эмерд­жен­ты» («emergents»), несво­ди­мые к ис­ход­ным ка­че­ст­вам и не обу­слов­лен­ные ими. Эво­лю­ция, с их точ­ки зре­ния, пред­ста­ёт как «эмерд­жент­ный» – скач­ко­об­раз­ный и не­пред­ска­зуе­мый – про­цесс.

По­ня­тие эмерд­жент­но­сти по­зво­ля­ет из­бе­жать ре­дук­цио­ни­ст­ских – ме­ха­ни­стич. (фи­зи­ка­ли­ст­ских) или ви­та­ли­стич. объ­яс­не­ний строе­ния и эво­лю­ции ми­ра. В ме­та­фи­зич. кон­цеп­ции С. Алек­сан­де­ра мир как кос­мич. про­цесс раз­ви­ва­ет­ся от ис­ход­но­го пер­вич­но­го един­ст­ва про­стран­ст­ва и вре­ме­ни к но­вым выс­шим уров­ням соз­на­ния и уст­рем­лён к Бо­же­ст­вен­но­му. Идеи Э. э. ис­поль­зу­ют­ся в «фи­ло­со­фии ор­га­низ­ма» А. Н. Уайт­хе­да, в тео­рии эво­лю­ции ми­ра, дви­жи­мой ду­хов­ным на­ча­лом, П. Тей­я­ра де Шар­де­на, в «фи­ло­со­фии це­ло­ст­но­сти» (хо­лиз­ме) Я. Х. Смэт­са и др.

Вернуться к началу