ШЛИК МОРИЦ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЛИК (Schlick) Мориц (14.4.1882, Берлин – 22.6.1936, Вена), австр. философ, один из лидеров логич. позитивизма, основатель Венского кружка (1924). Изучал естеств. науки и математику в ун-тах Гейдельберга, Лозанны и Берлина (докторская диссертация по физике под рук. М. Планка в 1904), психологию в Цюрихском ун-те. С 1911 преподавал в ун-тах Ростока и Киля (проф. с 1921); в 1922 возглавил кафедру истории и теории индуктивных наук в Венском ун-те, сменив Э. Маха. В Вене общался с Р. Карнапом и Л. Витгенштейном, оказавшим на Ш. значит. влияние. Гибель Ш. от рук убийцы-фанатика положила конец офиц. существованию Венского кружка.
Подвергнув критике господствовавшее в нем. ун-тах неокантианство (особенно кантовскую идею о синтетич. априорных суждениях), Ш. подчёркивал безусловный ценностный приоритет эмпирич. знания и необходимость эмпирич. обоснования науки. Задачу философии Ш. видел в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании способов связи между понятиями и фактами в науч. познании. Науч. теории – логич. системы, позволяющие систематизировать факты и выводить их в качестве следствий из принимаемых посылок (аксиом, постулатов). Теоретич. выводы без эмпирич. интерпретации представляют собой совокупность аналитич. суждений (см. Аналитические и синтетические суждения) и потому тавтологичны, не несут к.-л. информации; эмпирич. смысл сообщается им лишь в том случае, если они в принципе могут быть проверены опытом, верифицированы. При этом процедуру верификации Ш. понимал как формулировку предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта в непосредств. опыте. Теоретич. объекты (микрочастицы, поля и т. п.) реальны в том смысле, что суждения о них могут (по определённым правилам) применяться к действительности. В то же время любой объект познания (как наблюдаемый, так и ненаблюдаемый) конструируется познающим субъектом, поэтому существование объектов «самих по себе» (аналог кантовской «вещи в себе») является метафизич. псевдопроблемой. Именно в отказе от псевдопроблем, вызывающих бесконечные и бесплодные споры, заключён тот «поворот в философии», к которому призывал Шлик.
Принципы эмпирич. обоснования Ш., помимо естествознания, распространял и на сферу этики, где его интересовала проблема свободного, т. е. не вынужденного определёнными законами, поведения. Только определяемый свободной волей (желанием или нежеланием) поступок может быть оценён как нравственный или безнравственный. Образец свободного поведения Ш. видел в игре и вызываемом ею чувстве радости.