НЕ́ЙРАТ ОТТО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́ЙРАТ (Neurath) Отто (10.12.1882, Вена – 22.12.1945, Оксфорд), австр. философ, социолог, экономист, один из организаторов и лидеров Венского кружка. Автор многочисл. работ по визуальному образованию, экономике, эмпирич. социологии, философии и методологии науки. В 1901–06 учился в Вене и Берлине. В 1907–14 преподавал в Венском коммерч. колледже, с 1917 доцент политич. экономии в Гейдельбергском ун-те. В экономич. работах этого периода развивал концепцию натуральной («безденежной») экономики. При социал-демократич. правительстве Баварии и во время Баварской советской республики 1919, будучи независимым социалистом, руководил отделом планирования, пытаясь проводить программу полной социализации экономики. В 1921 написал кн. «Анти-Шпенглер». Одним из первых совм. с нем. художником Г. Арнцем (1900–88) разрабатывал графич. дизайн – систему визуальной коммуникации, использующую пиктограммы («изотипы») для лучшего восприятия статистич. данных. С 1925 директор Социально-экономич. музея в Вене. Музей сотрудничал с Ин-том изобразительной статистики (ИЗОСТАТ) в Москве, откуда Н. в 1934, после Февральского вооружённого выступления 1934 в Австрии, уехал сразу в Голландию. В основанном им в Гааге Междунар. фонде визуального образования продолжил разработку метода визуальной статистики. С 1940 в эмиграции в Великобритании.
Один из виднейших представителей логич. позитивизма (см. Аналитическая философия), Н. считал важнейшей задачей философии установление единства знаний с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки физики и математики (радикальный физикализм) и очищенного от неточных, «метафизических» понятий, не имеющих логич. или эмпирич. эквивалента. На этот язык, согласно Н., должны быть переведены все понятия психологии и социологии. Издание «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International encyclopedia of unified science», с 1938) наряду с разработкой языка «изотипов» должно было сделать науку доступной для усвоения широкими массами (пролетариат он считал потенциальным «носителем науки без метафизики»).