РУ́НГЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́НГЕ (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Померания – 2.12.1810, Гамбург), нем. живописец, график и теоретик иск-ва. Один из основоположников романтизма в нем. живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799–1801) у Н. А. Абильгора и Дрездене (1801–03). С 1804 работал в Гамбурге. Под влиянием Абильгора, графики Дж. Флаксмена и работ А. В. фон Шлегеля у Р. сформировался интерес к мифологии. Он исполнил иллюстрации к «Сочинениям Оссиана» Дж. Макферсона (1805), в которых значит. роль играют эффекты светотени. В портретах (часто на фоне пейзажа) пристальное внимание к натуре сочетается с глубокой эмоциональностью, скрытой под внешней созерцательностью образов: «Мы втроём» (1805, не сохр.), ряд автопортретов, «Родители художника с внуками» (1806, все – Кунстхалле, Гамбург) и др. В религ. композициях («Отдых на пути в Египет», 1805; «Св. Пётр на Генисаретском озере», 1806, оба – там же) заметно влияние иск-ва мастеров итал. и Северного Возрождения. Под влиянием исследований И. В. Гёте в области теории цвета Р. увлёкся изучением проблем взаимосвязи цвета и музыки; издал трактат «Цветовой круг» («Farben-Kugel…», 1810; переизд. 1977). В символико-аллегорич. цикле картин «Времена дня» (задуман в 1802–1803; сохр. варианты картины «Утро», 1808 и 1809–10, Кунстхалле, Гамбург) отразилось воздействие идей Я. Бёме: стремление воплотить мысль о мистич. одухотворённости природы, о слиянии художника-творца с мирозданием. Картины предполагалось демонстрировать под музыку и чтение стихов, что предвосхищало позднейшую идею «гезамткунстверка». Писал также акварели. Автор сказок в духе бр. Гримм. Творчество Р. и его теоретич. работы оказали значит. влияние на нем. иск-во 19 и 20 вв. Его сын – скульптор Отто Сигизмунд Рунге (1806–39).