Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРНЬЕ́ ШАРЛЬ

Авторы: В. А. Кулаков
Ш. Гарнье. Зрительный зал Оперного театра в Монте-Карло. 1878–79.
Ш. Гарнье. Главный фасад Парижской оперы («Гранд-Опера»). 1861–75.

ГАРНЬЕ́ (Garnier) Шарль (Жан Луи Шарль) (6.11.1825, Па­риж – 3.8.1898, там же), франц. ар­хи­тек­тор. C 1840 ра­бо­тал в ар­хит. сту­ди­ях Ж. А. Ле­вейя и Л. И. Ле­ба; в 1844–48 обу­чал­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же. По­лу­чив Рим. пре­мию, в 1848–52 жил в Ита­лии, где изу­чал па­мят­ни­ки ан­тич­но­го и итал. иск-ва (так­же ис­пол­нял ак­ва­ре­ли); в 1852–55 по­се­тил Гре­цию и Стам­бул. По воз­вра­ще­нии в Па­риж (1855) при­нял уча­стие в пе­ре­строй­ке цен­тра сто­ли­цы (под рук. ба­ро­на Ж. Ос­ма­на); в 1861–75 по­стро­ил зда­ние Па­риж­ской опе­ры («Гранд-Опе­ра») – са­мое ре­пре­зен­та­тив­ное со­ору­же­ние Вто­рой им­пе­рии сти­ля. Про­стран­ст­вен­но-пла­сти­че­скую ак­тив­ность зда­нию при­да­ют мно­го­числ. ри­за­ли­ты, про­ёмы и пор­ти­ки, ку­по­ла разл. кон­фи­гу­ра­ции, оби­лие сдво­ен­ных ко­лонн, из­бы­точ­ное ис­поль­зо­ва­ние скульп­ту­ры (на фа­са­дах, кров­ле, в ин­терь­е­рах; над оформ­ле­ни­ем ра­бо­та­ли 75 скульп­то­ров, в т. ч. Ж. Б. Кар­по и А. Э. Кар­рье-Бел­лёз, и 15 жи­во­пис­цев). Те же ди­на­ми­ка форм, по­ли­хро­мия ма­те­риа­лов, ил­лю­зио­ни­стич. эф­фек­ты – в ин­терь­е­рах (па­рад­ная ле­ст­ни­ца, фойе, зри­тель­ный зал). Прин­ци­пи­аль­ный эк­лек­тизм ар­хи­тек­ту­ры Г. (ис­поль­зо­ва­ние мо­ти­вов Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко) со­че­та­ет­ся с ра­цио­наль­ным ре­ше­ни­ем функ­цио­наль­ных за­дач. В этом же сти­ле Г. по­стро­ил комп­лекс Опер­но­го те­ат­ра и ка­зи­но (1878–79) в Мон­те-Кар­ло; эти со­ору­же­ния яви­лись об­раз­цом для под­ра­жа­ния в ря­де ев­роп. го­ро­дов. В бо­лее сдер­жан­ных фор­мах ре­ше­ны вил­ла Г. в Бор­ди­ге­ре на Ли­гу­рий­ском по­бе­ре­жье (1872), Об­сер­ва­то­рия в Ниц­це (1879–1886) и цер­ков­ные зда­ния (в Бор­ди­ге­ре, 1879–85, и др.). Твор­че­ст­во Г. и его пре­по­да­ва­тель­ская дея­тель­ность в Шко­ле изящ­ных ис­кусств ока­за­ли влия­ние на ста­нов­ле­ние сти­ля бо­зар.

Соч.: A travers les arts. P., 1869; Le théâtre. P., 1871; Le Nouvel Opéra de Paris. P., 1878–1881. Vol. 1–2; L’habitation humaine. P., 1892.

Лит.: Pascal J. L. Ch. Garnier, architecte de l’Opéra de Paris. P., 1899; Steinhauser M. Die Architektur der Pariser Oper. Münch., 1969; Zanten D. van. Architectural composition at the École des Beaux-Arts from Ch. Percier to Ch. Garnier // The architecture of the École des Beaux-Arts / Ed. A. Drexler. L., 1977.

Вернуться к началу