ГАРНЬЕ́ ШАРЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАРНЬЕ́ (Garnier) Шарль (Жан Луи Шарль) (6.11.1825, Париж – 3.8.1898, там же), франц. архитектор. C 1840 работал в архит. студиях Ж. А. Левейя и Л. И. Леба; в 1844–48 обучался в Школе изящных искусств в Париже. Получив Рим. премию, в 1848–52 жил в Италии, где изучал памятники античного и итал. иск-ва (также исполнял акварели); в 1852–55 посетил Грецию и Стамбул. По возвращении в Париж (1855) принял участие в перестройке центра столицы (под рук. барона Ж. Османа); в 1861–75 построил здание Парижской оперы («Гранд-Опера») – самое репрезентативное сооружение Второй империи стиля. Пространственно-пластическую активность зданию придают многочисл. ризалиты, проёмы и портики, купола разл. конфигурации, обилие сдвоенных колонн, избыточное использование скульптуры (на фасадах, кровле, в интерьерах; над оформлением работали 75 скульпторов, в т. ч. Ж. Б. Карпо и А. Э. Каррье-Беллёз, и 15 живописцев). Те же динамика форм, полихромия материалов, иллюзионистич. эффекты – в интерьерах (парадная лестница, фойе, зрительный зал). Принципиальный эклектизм архитектуры Г. (использование мотивов Возрождения и барокко) сочетается с рациональным решением функциональных задач. В этом же стиле Г. построил комплекс Оперного театра и казино (1878–79) в Монте-Карло; эти сооружения явились образцом для подражания в ряде европ. городов. В более сдержанных формах решены вилла Г. в Бордигере на Лигурийском побережье (1872), Обсерватория в Ницце (1879–1886) и церковные здания (в Бордигере, 1879–85, и др.). Творчество Г. и его преподавательская деятельность в Школе изящных искусств оказали влияние на становление стиля бозар.