КАРПО́ ЖАН БАТИСТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРПО́ (Саrреаux) Жан Батист (11.5.1827, Валансьен – 11.10.1875, замок Бекон, Курбевуа), франц. скульптор, живописец, график. Родился в семье каменщика. Обучался архитектуре у Ж. Б. Бернара в Валансьене, брал уроки ваяния у В. Лье (впоследствии К. вылепил по памяти бюст Лье, умершего в 1847, – свою первую портретную работу). В 1838 К. переехал с семьёй в Париж, учился в Королевской школе математики и рисунка, с 1844 – в Школе изящных искусств у Ф. Рюда, затем у Ф. Дюре. В 1854 за скульптуру «Гектор, молящий богов о милости к своему сыну Астианаксу» получил Рим. премию. В 1856–1863 работал в Риме, где изучал античную и ренессансную скульптуру (в его творчестве заметно влияние Микеланджело). К этому периоду относятся работа «Ловец раковин» (гипс, 1858) и группа «Уголино» на сюжет из «Божественной комедии» Данте (терракота, ок. 1860; обе – в Музее Орсе, Париж; повторения – в др. музеях), в которой пластич. средствами переданы страдания обречённых на мучительную смерть. В Италии К. впервые обратился к живописи («Закат солнца», ок. 1858–60, Музей изящных искусств, Валансьен, и др.).
С сер. 1860-х гг. наступил наиболее плодотворный период в творчестве К. Один из гл. представителей Второй империи стиля в скульптуре, он исполнял заказные композиции, статуи, бюсты, также живописные работы, рисунки, офорты. Группа «Триумф Флоры» для Павильона Флоры в Тюильри (1863–1866) продолжает традиции декоративной пластики 18 в.; для фасада здания театра «Гранд-Опера» (арх. Ш. Гарнье) в Париже К. выполнил скульптурную группу «Танец» (1869, Музей Орсе; оригинал в 1964 заменён копией работы П. Бельмондо). По заказу Ж. Османа К. исполнил композицию «Четыре части света, несущие небесную сферу» для фонтана на пл. Обсерватории (бронза, 1867–74). Для Валансьена К. создал памятник А. Ватто (1860–72, установлен в 1884). К. – автор большого числа портретов: «Принц Луи Жан Жозеф с собакой Неро» (мрамор, 1865), Ш. Гарнье (бронза, 1869), Ж. Л. Жерома (бронза, 1872, все – Музей Орсе), имп. Наполеона III (мрамор, 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.