Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВТОРО́Й ИМПЕ́РИИ СТИЛЬ

Авторы: К. Л. Лукичёва

ВТОРО́Й ИМПЕ́РИИ СТИЛЬ, стиль На­по­ле­о­на III, Вто­рой ам­пир (Second Em­pire), ус­лов­ное на­име­но­ва­ние сти­ле­во­го на­прав­ле­ния во франц. ар­хи­тек­ту­ре и ди­зай­не эпо­хи Вто­рой им­пе­рии (1852–1870). Ут­вер­жде­ние ле­ги­тим­но­сти и зна­чи­тель­но­сти гос. вла­сти, пре­ем­ст­вен­но­сти ме­ж­ду Пер­вой и Вто­рой им­пе­рия­ми вы­ра­жа­лось в раз­ма­хе гра­до­строи­тель­ст­ва (пе­ре­строй­ка цен­тра Па­ри­жа в 1853–96, ко­то­рая бы­ла на­ча­та под рук. пре­фек­та деп-та Се­на ба­ро­на Ж. Э. Ос­ма­на) и ар­хит. ан­самб­лях, соз­дан­ных Ж. И. Ит­тор­фом, В. Л. Баль­та­ром, Ф. Дю­ба­ном, Г. Да­виу, Л. Во­ду­айе и др., в де­мон­ст­ра­тив­ной рос­ко­ши оформ­ле­ния ин­терь­е­ров, фа­са­дов об­ществ. зда­ний, пло­ща­дей, пар­ков. Эк­лек­тизм в ар­хи­тек­ту­ре и ди­зай­не ста­но­вит­ся осн. на­прав­ле­ни­ем (вплоть до нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны); зод­чие об­ра­ща­ют­ся к тра­ди­ци­ям пал­лади­ан­ст­ва,

Второй империи стиль. Большой салон Министерства финансов (в здании Нового Лувра) в Париже. 1852–57. Архитекторы Л. Т. Висконти и Э. М. Лефюэль.

ба­рок­ко, франц. иск-ву эпох Лю­до­ви­ка XIV и Лю­до­ви­ка XV (за­вер­ше­ние оформ­ле­ния Но­во­го Лув­ра, 1853–1869, ар­хи­тек­то­ры Л. Т. Вис­кон­ти и Э. М. Ле­фю­эль, и др.). Не­отъ­ем­ле­мая часть ар­хит. ан­самб­лей то­го вре­ме­ни – мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ная скульп­ту­ра ал­ле­го­рич. ха­рак­те­ра (Ж. Б. Кар­по, Ф. Ж. Дю­ре, Ш. А. А. Гю­ме­ри и др.). Сим­во­лом ху­дож. вку­са эпо­хи ста­но­вит­ся пом­пез­ное зда­ние Па­риж­ской опе­ры (Гранд-Опе­ра; 1861–75), по­стро­ен­ное Ш. Гар­нье (скульп­тур­ные груп­пы на фа­са­де ра­бо­ты Кар­по и А. Э. Кар­рье-Бел­лё­за; в де­ко­ра­тив­ном оформ­ле­нии при­ни­ма­ли уча­стие 75 скульп­то­ров и 15 жи­во­пис­цев).

На­ря­ду с за­им­ст­во­ва­ни­ем ис­то­рич. форм по­лу­чи­ла раз­ви­тие на­ме­тив­шая­ся уже к сер. 19 в. (ин­терь­е­ры па­риж­ских биб­лио­тек – Сент-Же­невь­ев, 1843–50, и На­цио­наль­ной, 1861–69; оба – арх. А. Лаб­руст) тен­ден­ция при­ме­не­ния но­вых тех­но­ло­гий и ма­те­риа­лов (жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ции, стек­ло), пре­ж­де все­го в ин­же­нер­но-тех­нич. со­ору­же­ни­ях (вок­за­лы, мос­ты, вы­ста­воч­ные па­виль­о­ны). В зда­нии Се­вер­но­го во­кза­ла в Па­ри­же (1863–64, арх. Ж. И. Ит­торф) фа­са­ды, вы­пол­нен­ные в тра­ди­ци­ях эк­лек­ти­ки и обиль­но ук­ра­шен­ные скульп­ту­рой, со­че­та­ют­ся с но­ва­тор­ским ре­ше­ни­ем центр. за­ла и де­бар­ка­де­ра. В де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных ис­кус­ст­вах и оформ­ле­нии ин­терь­е­ра стрем­ле­ние к рос­ко­ши реа­ли­зу­ет­ся за счёт до­ро­гих ма­те­риа­лов, не­ред­ко – ими­та­ции и внеш­них эф­фек­тов. Так, в ме­бе­ли, на­ря­ду с эк­зо­тич. и до­ро­ги­ми по­ро­да­ми де­ре­ва, ис­поль­зо­ва­лось па­пье-ма­ше, ши­ро­ко вне­дря­лось чу­гун­ное ли­тьё. До­ля се­рий­но­го фаб­рич­но­го про­из-ва во всех сфе­рах ди­зай­на уве­ли­чи­лась. В изо­бра­зит. иск-ве В. и. с. оз­на­ме­но­ван гос­под­ством офиц. са­лон­но­го ис­кус­ст­ва.

Второй империи стиль. Дворец Лоншан в Марселе (ныне Музей изящных искусств). 1862–69. Архитектор Ж. А. Эсперандьё, скульпторы Лекен и П. Ж. Кавалье.

В. и. с. рас­про­стра­нил­ся за пре­де­лы Фран­ции [зда­ния Гос., Во­ен­но­го и Мор­ско­го деп-тов в Ва­шинг­то­не (1871–86, арх. А. Б. Мал­лет); Опер­ный те­атр (1878–79) и зал Гар­нье (1880) в Мон­те-Кар­ло, оба – арх. Ш. Гар­нье]. Ис­то­рич. па­рал­ле­ли это­му сти­лю мож­но най­ти в др. стра­нах – напр., в не­оба­роч­ной ар­хи­тек­ту­ре Ук­раи­ны (зда­ния опер­ных те­ат­ров в Одес­се, 1884–87, ар­хи­тек­то­ры Г. Гель­мер и Ф. Фель­нер, и во Льво­ве, 1897–1900, арх. З. Гор­го­лев­ский). «Воз­ро­ж­де­ние го­ти­ки» (в твор­че­ст­ве Э. Э. Виол­ле-ле-Дю­ка), сме­ше­ние го­ти­че­ских и ре­нес­санс­ных тра­ди­ций (зда­ние па­риж­ской Ра­ту­ши, 1873, арх. Т. Бал­лю) близ­ки ис­ка­ни­ям мас­те­ров вик­то­ри­ан­ско­го сти­ля в Анг­лии. Во Фран­ции сти­лю Вто­рой им­пе­рии на­сле­до­вал т. н. стиль бо­зар.

Лит.: The Second Empire, 1852–1870: art in France under Napoleon III. (Cat.). Phil.; P., 1978; Mainardi P. Art and politics of the Se­cond Empire… New Haven, 1987; Mead Ch. Ch. Garnier’s Paris opéra. N. Y., 1991; Van Zanten D. Building Paris: architectural institutions and the transformation of the French capital, 1830–1870. Camb., 1994.

Вернуться к началу