ВТОРО́Й ИМПЕ́РИИ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВТОРО́Й ИМПЕ́РИИ СТИЛЬ, стиль Наполеона III, Второй ампир (Second Empire), условное наименование стилевого направления во франц. архитектуре и дизайне эпохи Второй империи (1852–1870). Утверждение легитимности и значительности гос. власти, преемственности между Первой и Второй империями выражалось в размахе градостроительства (перестройка центра Парижа в 1853–96, которая была начата под рук. префекта деп-та Сена барона Ж. Э. Османа) и архит. ансамблях, созданных Ж. И. Итторфом, В. Л. Бальтаром, Ф. Дюбаном, Г. Давиу, Л. Водуайе и др., в демонстративной роскоши оформления интерьеров, фасадов обществ. зданий, площадей, парков. Эклектизм в архитектуре и дизайне становится осн. направлением (вплоть до нач. 1-й мировой войны); зодчие обращаются к традициям палладианства,
барокко, франц. иск-ву эпох Людовика XIV и Людовика XV (завершение оформления Нового Лувра, 1853–1869, архитекторы Л. Т. Висконти и Э. М. Лефюэль, и др.). Неотъемлемая часть архит. ансамблей того времени – монументально-декоративная скульптура аллегорич. характера (Ж. Б. Карпо, Ф. Ж. Дюре, Ш. А. А. Гюмери и др.). Символом худож. вкуса эпохи становится помпезное здание Парижской оперы (Гранд-Опера; 1861–75), построенное Ш. Гарнье (скульптурные группы на фасаде работы Карпо и А. Э. Каррье-Беллёза; в декоративном оформлении принимали участие 75 скульпторов и 15 живописцев).
Наряду с заимствованием историч. форм получила развитие наметившаяся уже к сер. 19 в. (интерьеры парижских библиотек – Сент-Женевьев, 1843–50, и Национальной, 1861–69; оба – арх. А. Лабруст) тенденция применения новых технологий и материалов (жел.-бетон. конструкции, стекло), прежде всего в инженерно-технич. сооружениях (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). В здании Северного вокзала в Париже (1863–64, арх. Ж. И. Итторф) фасады, выполненные в традициях эклектики и обильно украшенные скульптурой, сочетаются с новаторским решением центр. зала и дебаркадера. В декоративно-прикладных искусствах и оформлении интерьера стремление к роскоши реализуется за счёт дорогих материалов, нередко – имитации и внешних эффектов. Так, в мебели, наряду с экзотич. и дорогими породами дерева, использовалось папье-маше, широко внедрялось чугунное литьё. Доля серийного фабричного произ-ва во всех сферах дизайна увеличилась. В изобразит. иск-ве В. и. с. ознаменован господством офиц. салонного искусства.
В. и. с. распространился за пределы Франции [здания Гос., Военного и Морского деп-тов в Вашингтоне (1871–86, арх. А. Б. Маллет); Оперный театр (1878–79) и зал Гарнье (1880) в Монте-Карло, оба – арх. Ш. Гарнье]. Историч. параллели этому стилю можно найти в др. странах – напр., в необарочной архитектуре Украины (здания оперных театров в Одессе, 1884–87, архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, и во Львове, 1897–1900, арх. З. Горголевский). «Возрождение готики» (в творчестве Э. Э. Виолле-ле-Дюка), смешение готических и ренессансных традиций (здание парижской Ратуши, 1873, арх. Т. Баллю) близки исканиям мастеров викторианского стиля в Англии. Во Франции стилю Второй империи наследовал т. н. стиль бозар.