ВИКТОРИА́НСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИКТОРИА́НСКИЙ СТИЛЬ (Victorian Style), наименование совокупности стилевых течений в англ. архитектуре и дизайне сер. – 2-й пол. 19 в. Название связано с периодом правления королевы Виктории (1837–1901), совпавшим с политич. и колониальным господством Великобритании, стремительной индустриализацией и экономич. процветанием страны, стабильностью форм бытового уклада и эстетич. вкусов общества. В. с. принято разделять на ранний (ок. 1831 – ок. 1850), «высокий», или средний (1850–1870-е гг.), и поздний (до нач. 20 в.) периоды. В зодчестве этой эпохи можно встретить реминисценции мн. стилей предшествующих эпох (от романского стиля, готики до влияний итал. Возрождения, франц., исламского, япон. иск-ва и др.), что обусловило принципиальный эклектизм архит. языка; для него характерны увлечение декоративными эффектами, активное использование разноцветного мрамора, лепнины, терракоты, изразцов. В разл. исторических стилях возводились адм. и обществ. здания (музеи, театры, торговые и страховые конторы, отели, банки, правительственные резиденции в центрах брит. колоний), церкви, жилые дома. Главенствующими были неоклассицизм (неогреческий стиль; здания: Британского музея, 1823–52, 1854–57, архитекторы Р. и С. Смёрк; Национальной галереи, 1832–38, У. Уилкинс; оба – в Лондоне; Сент-Джорджс-холл в Ливерпуле, 1842–51, Х. Элмс) и неоготика («возрождение готики», «Gothic Revival»), сочетающая строго классицистич. композицию с готич. декором (ансамбль Парламента в Лондоне, 1840–68, архитекторы Ч. Бэрри и Э. Бэрри, О. Пьюджин; творчество Дж. Э. Стрита, У. Баттерфилда, Дж. Брукса, Дж. Пирсона, Дж. Бентли, Дж. Г. Скотта Старшего); нередко встречалось смешение разнообразных стилистич. форм (Букингемский дворец, Альберт-холл и Мемориал принца Альберта в Лондоне и др.). Возводились многочисл. пром. здания, доки, вокзалы, мосты (Тауэрский мост в Лондоне, 1886–94, архитекторы Дж. Бэрри и Х. Джонс), оранжереи, садовые павильоны и т. п. Получила развитие усадебная архитектура В. с., возродившая староанглийские традиции сельского дома с его рациональной планировкой, свободным построением объёмов («Красный дом», или дом У. Морриса, в Бекслихит, 1859, арх. Ф. Уэбб; постройки Ч. Войзи). Среди др. архитекторов эпохи – Ч. Коккерелл, Л. Кабитт, Т. Хамилтон, Э. Блор, П. Эллис, А. Уотерхаус, Р. Шоу. Особой составляющей В. с. было зодчество из сборных металлич. конструкций и стекла, предвосхитившее архит. тенденции 20 в. (несохранившийся Хрустальный дворец в Лондоне, 1851, арх. Дж. Пакстон).
Характерные для В. с. помпезность, стремление к роскоши отразились в оформлении интерьеров, в преобладании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, игорные столики, держатели для зонтов и т. п.), в засилье эклектич. вещей фабричного производства. Своеобразной реакцией на это была творч. деятельность У. Морриса, У. Крейна, возродивших эстетику ручного труда и авторского исполнения, создание движения «Искусства и ремёсла».
Известной параллелью В. с. были Второй империи стиль во Франции, «грюндерцайт» в Германии, «стиль Рингштрассе» в Австрии. Иногда понятие «В. с.» распространяют на иск-во Викторианской эпохи в целом; в этом случае влияние В. с. обнаруживается в англ. изобразит. иск-ве 19 в. (живописцы У. Фрит, О. Эгг, Х. Херкомер, Ф. Лейтон, Э. Пойнтер, Л. Альма-Тадема, Ф. Уотс, скульпторы Дж. Гибсон, Т. Вулнер, Дж. Дарем, Дж. Г. Фоули и др.; творчество прерафаэлитов).