Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЗА́Р

Авторы: А. Н. Шукурова
Бозар. Большой центральный вокзал в Нью-Йорке. Архитектурные фирмы «Уоррен и Уитмор», «Рид и Стем». 1903–13.

БОЗА́Р (от франц. beaux arts – изящ­ные ис­кус­ст­ва), сис­те­ма ака­де­мич. об­ра­зо­ва­ния и стиль в ар­хи­тек­ту­ре 19 – нач. 20 вв. На­зва­ние про­ис­хо­дит от Шко­лы изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же (École des Beaux-Arts, от­кры­та в 1819; ве­ду­щие пе­да­го­ги ру­бе­жа 19–20 вв.: А. П. Не­но, Ж. Л. Пас­каль, Ж. А. Га­де). Гл. цен­тры – Фран­ция и США. Стиль Б. наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в ар­хи­тек­ту­ре об­ществ. зда­ний, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны ко­лос­саль­ный ор­дер, сдво­ен­ные ко­лон­ны, де­ко­ра­ция в вы­со­ком рель­е­фе, ста­туи, под­чёр­ки­ваю­щие ли­нию кров­ли, и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний: Ра­ту­ша в Ту­ре (1897–1904, арх. В. Ла­лу), Боль­шой центр. во­кзал в Нью-Йор­ке (1903–13), гл. па­виль­о­ны Все­мир­ных вы­ста­вок в Чи­ка­го (1893) и Па­ри­же (1900). В за­няти­ях по сис­те­ме Б. боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось ком­по­зи­ции, в т. ч. ри­сун­ку пла­на, вы­ра­же­нию «ха­рак­те­ра» зда­ния в ар­хитектурных фор­мах, эф­фек­ту све­то­те­ни.

Лит.: Guadet J. A. Eléments et théorie de l’architecture. P., 1909; The architecture of the École des Beaux-Arts. N. Y., 1977; Eg­bert D. D. The beaux-arts tradition in French architecture. Princeton, 1980; Beaux-arts and nineteenth-century French architecture. L., 1982; Harmon R. B. Beaux arts classicism in American architecture: a brief style guide. Monticello, 1983.

Вернуться к началу