ГРИГО́РЬЕВ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РЬЕВ Борис Дмитриевич [11(23).7.1886, Москва – 7.2.1939, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы], рос. живописец, график, сценограф. Учился в Строгановском уч-ще в Москве (1903–07) у Д. А. Щербиновского, в петерб. АХ (1907–13) у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского. В 1909 познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, примкнул к авангардистской группе «Треугольник», участвовал в её выставке «Импрессионисты» (1909), также в выставках «Товарищества независимых» (1912–13) и др.; чл. об-ва «Мир искусства» (с 1917). Иллюстрировал издания по рус. фольклору («Святочные гадания», 1910, и др.), рисовал (с 1911) для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Аполлон» и др. Написал (под псевд. Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). В 1909 посетил Норвегию и Швецию, в 1911 – Австрию и Францию (в Париже посещал академию «Ла Гранд-Шомьер»). В 1913 работал в Париже, создал мн. акварелей, рисунков и живописных работ на темы парижской жизни, отмеченных артистизмом, иногда пронизанных фантасмагоричностью и ощущением человеческого одиночества («Ночь. Карнавал», ок. 1913, ГРМ, и др.), серию «Женщина» (масло, гуашь, акварель, карандаш; частично издана в альбоме под назв. «Intimité», 1918). Г. – блестящий мастер рисунка, соединивший академическую традицию с авангардом. Графичность присуща и его живописным работам: в них преобладает линия, которая с предельной остротой, граничащей с шаржем, выстраивает форму и в то же время ритмически организует всю плоскость картины. Холодная цветовая гамма вполне соответствует его кристаллоподобным, аналитически-отчуждённым «ледяным» построениям. В 1915–1916 исполнил роспись (на темы фьяб К. Гоцци) лит.-артистич. кабаре «Привал комедиантов» в С.-Петербурге (совм. с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным; не сохр.); участвовал там же в оформлении театрализов. вечеров. С 1916 работал над циклом «Расея», представляющим в гротескной форме жизнь рус. провинции (частично издан в альбоме под тем же назв., тексты П. Е. Щёголева, Н. Э. Радлова и эссе «Линия» Г. – 1918; тексты А. Н. Толстого, А. Шайкевича, А. Н. Бенуа и Г. – 1922). Автор мн. портретов, отличающихся заострённой характерностью (В. Э. Мейерхольда, 1916, ГРМ; Б. М. Кустодиева, М. В. Добужинского, оба 1917; Ф. И. Шаляпина, 1918, Музей-квартира И. И. Бродского, С.-Петербург).
Преподавал в 1-х Гос. свободных худож. мастерских в Москве (1918–19). В 1919 эмигрировал, жил в Берлине, с 1921 – во Франции. Иллюстрировал книги («Детский остров» Саши Чёрного, 1921; «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, 1932–33, и др.), исполнял портреты (серия – актёры МХТ; изданы в альбоме «Лики России», 1923; С. А. Есенина, 1923; А. М. Ремизова, 1924; М. Горького, 1926, Музей-квартира А. М. Горького, Москва; С. В. Рахманинова, 1930). Создал циклы, посвящённые Нормандии и Бретани, Лат. Америке (1927–29), монументальное полотно «Лики мира» (1930). Преподавал в АХ в Сантьяго (Чили; 1928–29 и 1936–38), в Рус. академии в Париже (1930), с 1931 в школе на своей вилле в Кань-сюр-Мер (где поселился с 1927); в 1935 декан нью-йоркской Академии прикладного искусства.