Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУДЕ́ЙКИН СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

С.Ю. Судейкин. «Фарфоровые фигурки и розы». 1908.Русский музей (С.-Петербург).

СУДЕ́ЙКИН Сер­гей Юрь­е­вич (Ге­ор­гие­вич) [7(19).3.1882, С.-Пе­тер­бург (по др. дан­ным, Смо­ленск) – 12.8.1946, Най­ак, штат Нью-Йорк], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. Дво­ря­нин. Муж О. А. Гле­бо­вой-Су­дей­ки­ной. Учил­ся в МУЖВЗ (1897–1909; с пе­ре­ры­ва­ми) у К. А. Ко­ро­ви­на и В. А. Се­ро­ва и в пе­терб. АХ (1909–11) у Д. Н. Кар­дов­ско­го. Уча­ст­ник вы­ста­вок «Алая ро­за» (1904) и «Го­лу­бая ро­за» (1907), чл. объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1911–17). Оформ­лял спек­так­ли ан­тре­при­зы С. И. Ма­мон­то­ва (кон. 1890-х гг., вме­сте с Н. Н. Са­пу­но­вым), Те­ат­ра-сту­дии на По­вар­ской («Смерть Тен­та­жи­ля» М. Ме­тер­лин­ка, 1905, реж. В. Э. Мей­ер­хольд), Ка­мер­но­го те­ат­ра («Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1915, реж. А. Я. Таи­ров) и др. те­ат­ров Мо­ск­вы, а так­же пет­рогр. те­ат­ров, Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва («Тра­ге­дия Са­ло­меи» Ф. Шмит­та, 1913). Один из ор­га­ни­за­то­ров лит.-ху­дож. ка­ба­ре «Бро­дя­чая со­ба­ка» в С.-Пе­тер­бур­ге (1911; соз­дал на­стен­ную рос­пись), так­же оформ­лял спек­так­ли ка­ба­ре «При­вал ко­ме­ди­ан­тов» (1915–17). В сво­ей сти­ли­за­тор­ской сце­но­гра­фии, близ­кой мо­дер­ну и рус. сим­во­лиз­му, С. стре­мил­ся най­ти со­от­вет­ст­вие жи­во­пис­ных об­ра­зов му­зы­каль­ным, к ус­лов­но­сти и обоб­щён­но­сти жи­во­пис­но­го ре­ше­ния. В стан­ко­вом твор­че­ст­ве со­че­тал при­стра­стие к ста­ро­му дво­рян­ско­му бы­ту и ин­те­рес к кра­соч­ным нар. празд­не­ст­вам, объ­е­ди­нял ра­фи­ни­ро­ван­ные мо­ти­вы иск-ва ро­ко­ко («га­лант­ные сце­ны») с при­ми­ти­виз­мом, лу­боч­ной те­ат­раль­но­стью («Гу­ля­нье», 1906, ГТГ; «Ба­лет», 1910, ГРМ; «Ар­ле­ки­на­да», 1915, ГЦТМ, и др.). Со­труд­ни­чал с жур­на­ла­ми «Ве­сы» (1904–09), «Апол­лон», «Са­ти­ри­кон», ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния Ме­тер­лин­ка (1903), М. А. Куз­ми­на (1912, 1915). Ле­том 1917 уе­хал в Крым, в 1919 жил в Тиф­ли­се, где ак­тив­но уча­ст­во­вал в ху­дож. жиз­ни. С 1920 в Па­ри­же, с 1923 в Нью-Йор­ке. В эмиг­ра­ции про­дол­жал за­ни­мать­ся стан­ко­вой жи­во­пи­сью; оформ­лял спек­так­ли те­ат­ра Н. Ф. Ба­лие­ва, труп­пы А. П. Пав­ло­вой (нач. 1920-х гг.), «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры» [в т. ч. «Пет­руш­ка» (1925) и «Сва­деб­ка» (1929) И. Ф. Стра­вин­ско­го], «Аме­ри­кан бал­ле» и Ба­ле­та М. Морд­ки­на в Нью-Йор­ке, др. те­ат­ров США; соз­дал де­ко­ра­ции к ф. «Вос­кре­се­ние» по Л. Н. Тол­сто­му (1934–35).

Соч.: «Бро­дя­чая со­ба­ка» // Встре­чи с про­шлым. М., 1984. Вып. 5.

Лит.: Ко­ган Д. З. С. Ю. Су­дей­кин. М., 1974; Ки­се­лев М. Ф. Жи­во­пись С. Ю. Су­дей­ки­на // Ис­кус­ст­во. 1982. № 2; Сим­во­лизм в Рос­сии. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1996; Ру­са­ко­ва А. Сим­во­лизм в рус­ской жи­во­пи­си. М., 2003.

Вернуться к началу