СУДЕ́ЙКИН СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУДЕ́ЙКИН Сергей Юрьевич (Георгиевич) [7(19).3.1882, С.-Петербург (по др. данным, Смоленск) – 12.8.1946, Найак, штат Нью-Йорк], рос. живописец, график, сценограф. Дворянин. Муж О. А. Глебовой-Судейкиной. Учился в МУЖВЗ (1897–1909; с перерывами) у К. А. Коровина и В. А. Серова и в петерб. АХ (1909–11) у Д. Н. Кардовского. Участник выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907), чл. объединения «Мир искусства» (1911–17). Оформлял спектакли антрепризы С. И. Мамонтова (кон. 1890-х гг., вместе с Н. Н. Сапуновым), Театра-студии на Поварской («Смерть Тентажиля» М. Метерлинка, 1905, реж. В. Э. Мейерхольд), Камерного театра («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1915, реж. А. Я. Таиров) и др. театров Москвы, а также петрогр. театров, Русского балета Дягилева («Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта, 1913). Один из организаторов лит.-худож. кабаре «Бродячая собака» в С.-Петербурге (1911; создал настенную роспись), также оформлял спектакли кабаре «Привал комедиантов» (1915–17). В своей стилизаторской сценографии, близкой модерну и рус. символизму, С. стремился найти соответствие живописных образов музыкальным, к условности и обобщённости живописного решения. В станковом творчестве сочетал пристрастие к старому дворянскому быту и интерес к красочным нар. празднествам, объединял рафинированные мотивы иск-ва рококо («галантные сцены») с примитивизмом, лубочной театральностью («Гулянье», 1906, ГТГ; «Балет», 1910, ГРМ; «Арлекинада», 1915, ГЦТМ, и др.). Сотрудничал с журналами «Весы» (1904–09), «Аполлон», «Сатирикон», иллюстрировал произведения Метерлинка (1903), М. А. Кузмина (1912, 1915). Летом 1917 уехал в Крым, в 1919 жил в Тифлисе, где активно участвовал в худож. жизни. С 1920 в Париже, с 1923 в Нью-Йорке. В эмиграции продолжал заниматься станковой живописью; оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы А. П. Павловой (нач. 1920-х гг.), «Метрополитен-оперы» [в т. ч. «Петрушка» (1925) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского], «Американ балле» и Балета М. Мордкина в Нью-Йорке, др. театров США; создал декорации к ф. «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–35).