ТЕАТРА́ЛЬНО-ДЕКОРАЦИО́ННОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕАТРА́ЛЬНО-ДЕКОРАЦИО́ННОЕ ИСКУ́ССТВО (сценография), худож. оформление спектакля, создание его целостного зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения, грима, бутафории и реквизита, постановочной техники. Сценографич. образ может быть описательно-повествовательным или иносказательно-символическим; он даёт характеристику места и времени действия, эпохи и персонажей, стиля и жанра театрального произведения; зависит от режиссёрской концепции спектакля, стиля эпохи и индивидуальности художника.
Исторический очерк
Элементы Т.-д. и. (костюмы, маски и т. д.) зародились в древнейших обрядах, играх. В др.-греч. театре уже в 5 в. до н. э., помимо сцены, существовали объёмные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными; эти же принципы получили развитие в Древнем Риме, где стал применяться занавес. Античный принцип симультанной декорации использовался и в европ. ср.-век. театре (см. Миракль, Мистерия).
В эпоху Возрождения в Италии сложился тип архитектурно-перспективной декорации (Д. Браманте, Б. Перуцци и др.), создаваемой с помощью расписанных, натянутых на рамы холстов, воспроизводивших неизменное место действия; создавались также объёмные декорации, воссоздающие перспективу гор. улицы (В. Скамоцци). С. Серлио разработал 3 типа оформления – для трагедии, комедии и пасторали. Возрастающая зрелищность придворных оперно-балетных спектаклей потребовала введения сменяющихся декораций. В эпоху барокко и классицизма всё шире использовались сценич. механизмы; применение вращающихся 3-гранных призм (телариев) позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (Н. Саббатини в Италии, И. Фуртенбах в Германии); усовершенствование техники привело к созданию системы кулис (Дж. Алеотти в Италии) и «сцены-коробки», сохраняющейся до наших дней. С сер. 17 в. итал. система кулисно-арочной декорации распространилась по всей Европе. В Великобритании в Елизаветинскую эпоху сложился особый тип постановок, сохранявший условные приёмы площадного театра; перспективные декорации итал. типа ввёл в 1-й четв. 17 в. И. Джонс. А. Поццо, художники семейств Галли-Биббиена, Галлиари и др. привнесли в сценографию угловую перспективу, эффекты, создающие иллюзию глубины, игру контрастов света и тени, и т. д.
Во многих странах ср.-век. Центр. и Юго-Вост. Азии, в Китае и Японии господствовал метод условно-символич. оформления сцены. В Японии в 18 в. сооружались здания для театров кабуки; в 1758 здесь была введена вращающаяся сцена. Однако во многих театрах Индии, Индонезии, стран Индокитая вплоть до 20 в. сохранились ср.-век. традиции (оформление ограничивается гл. обр. костюмами, масками и гримами).
В нач. 19 в. на европ. сценах широко применялись т. н. пратикабли (объёмные декорации), воспроизводились сложные эффекты (сцены кораблекрушений, пожаров, полётов), новшества газового освещения. Романтизм выдвинул требование нац. и исторически-конкретной характеристики места действия (П. Л. Ш. Сисери, Ш. Сешан, П. Деларош во Франции; А. Санкуирико в Италии, и др.). В сер. 19 в. мн. театры Европы обслуживали коммерч. фирмы, изготовлявшие «типовые декорации»; широко было распространено также поактное оформление спектакля разными художниками. Со 2-й пол. 19 в. в связи с режиссёрской деятельностью Ф. фон Дингельштедта, Ч. Кина, затем Мейнингенского театра первостепенное значение приобрело единство постановочного замысла, когда художник выступал как соавтор спектакля; нередко использовались подлинные историч. аксессуары, «стиль эпохи» воссоздавался с учётом новейших историч. и археологич. исследований. На Т.-д. и. кон. 19 в. повлияли идеи натурализма о «точном воспроизведении социальной среды», приравнивавшие значение декорации к описанию в романе (реж. А. Антуан, О. Брам и др.); с др. стороны – практика франц. символистского театра (режиссёры П. Фор, О. М. Люнье-По), для которого М. Дени, П. Серюзье, А. де Тулуз-Лотрек и др. создавали стилизованные, условные декорации.
На рубеже 19–20 вв. А. Аппиа, также Г. Э. Г. Крэг, пересмотрев разработанную Р. Вагнером концепцию театра (см. Синтез искусств), утверждали новые принципы оформления, сложноподчинённое динамич. взаимодействие всех элементов спектакля (в т. ч. создание мобильного абстрактного сценич. пространства, использование сложной световой партитуры и т. д.). В Германии реж. Г. Фукс подчёркивал особое значение внутр. ритма спектакля и совм. с худ. Ф. Эрлером разрабатывал проекты т. н. рельефной сцены как пространственной формы спектакля; реж. М. Рейнхардт применял разнообразнейшие приёмы оформления: от объёмных декораций, сменяющихся поворотным кругом (введён в Европе в 1896), до неподвижных установок либо нейтральных драпировок («сукон»). С 1910-х гг. в Т.-д. и. проявились искания авангардизма: Дж. Северини, Ф. Деперо, Э. Прамполини в Италии; во Франции – Ф. Леже, работы П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Брака, Ж. Руо для Русского балета Дягилева. Сценография экспрессионизма в Германии представляла действительность как мир искажённых субъективных видений. Развитие Т.-д. и. в Зап. Европе и США в 20 в. представляет сложную картину переплетения разл. тенденций: воздействие абстракционизма приводит к «изгнанию» актёра, замене его динамикой механизир. форм; одновременно воссоздаются идеи Р. Вагнера, А. Аппиа, Г. Э. Г. Крэга. Отказ от иллюзорности, «оголённость» сцены соседствует с пышной декоративностью или стилизацией. В 20 в. необычайно обогатилась сценич. техника (кинематографич. приёмы монтажа и кинопроекции в политич. театре Э. Пискатора; широкое использование синтетич. материалов, люминесцентных красок, коллажей, фотопроекций, системы зеркал, лазеров, «полиэкрана» и мн. др.). Продолжается традиция творч. «тандемов» режиссёра и художника: Б. Брехта и К. Неера; Ж. Вилара и Л. Гишиа, Р. Планшона и Р. Аллио; Дж. Стрелера и Л. Дамиани; иногда режиссёр и художник предстают в одном лице (П. Брук, Т. Кантор, Ф. Дзеффирелли). Среди крупнейших мастеров Т.-д. и. 20 в. также Дж. Де Кирико, В. Колоссанти, Э. Лудзатти в Италии; К. Берар, Кассандр, Ж. Карзу, Ж. Вакевич, Ж. Д. Малькле, М. Рафаэлли во Франции; С. Битон, Э. Годвин, Д. Хокни в Великобритании; Л. Виходил, В. Гофман, Й. Свобода в Чехии; Б. Аронсон, М. Горелик, С. Федорович в США.
В России в 18 в. работали иностр. сценографы – Дж. Валериани, П. ди Г. Гонзаго и др.; под их руководством воспитывались рус. декораторы – бр. Бельские, И. Я. Вишняков, И. И. Фирсов и др. С 1830-х гг. главой школы «официального романтизма» был А. А. Роллер; разработанная им техника постановочных эффектов развивалась К. Ф. Вальцем, А. Ф. Гельцером и др. Борьба со штампами роллеровской школы была начата М. А. Шишковым и М. И. Бочаровым. Расцвет Т.-д. и. связан с деятельностью Частной русской оперы С. И. Мамонтова: В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель утверждали принципы целостной поэтич. трактовки спектакля. Огромную роль сыграли постановки МХТ (худ. В. А. Симов и др.), стремившегося к органичной связи сценографии с режиссурой и игрой актёра. Особое значение имело обращение к театру мастеров «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.), обладавших высокой живописной культурой, знанием стиля и быта разл. эпох. Участие их в организованных С. П. Дягилевым (с 1908) Русских сезонах за границей, затем в Русском балете Дягилева вывели отеч. Т.-д. и. на мировую арену. Поиски обновления приёмов, позволяющих воссоздать на сцене «жизнь человеческого духа», вёл К. С. Станиславский в созданном им в 1905 (с помощью В. Э. Мейерхольда и молодых живописцев) театре-студии на Поварской в Москве. Продолжая эксперим. работу на сцене МХТ совм. с художниками В. Е. Егоровым и Н. П. Ульяновым, Станиславский привлёк к сотрудничеству художников-«мирискусников» (М. В. Добужинского, А. Н. Бенуа и др.). Мейерхольд, разрабатывая принципы «условного театра», ввёл (совм. с художниками А. Я. Головиным, Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и др.) приёмы худож. стилизации, повлиявшие на становление сценич. конструктивизма. С 1910-х гг. широко применялись приёмы разл. направлений авангардизма (В. Е. Татлин, А. А. Экстер, А. А. Веснин, Л. С. Попова, А. М. Родченко, бр. Стенберги, В. А. Шестаков, Г. Б. Якулов, К. С. Малевич, П. Н. Филонов и др.). Реалистич. живописная традиция получила развитие в декорациях Б. М. Кустодиева, Н. П. Крымова, Ф. Ф. Федоровского, И. М. Рабиновича и др. Среди крупнейших сценографов 2-й пол. 20 в. – Н. П. Акимов, Н. И. Альтман, М. П. Бобышов, Д. Л. Боровский, П. В. Вильямс, С. Б. Вирсаладзе, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, Б. Г. Кноблок, Э. С. Кочергин, В. Я. Левенталь, Л. М. Лисицкий, В. Ф. Рындин, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, С. М. Юнович.