КРЫ́МОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫ́МОВ Николай Петрович [20.4(2.5).1884, Москва – 6.5.1958, там же], рос. живописец и сценограф, чл.-корр. АХ СССР (1949), нар. худ. РСФСР (1956). Занимался рисунком под руководством отца, портретиста П. А. Крымова, затем учился в МУЖВЗ (1904–11) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, Л. О. Пастернака, К. А. Коровина. Один из ведущих мастеров рус. пейзажа 1-й пол. 20 в. Первые работы созданы под влиянием импрессионизма («Крыши под снегом», 1906, ГТГ), далее творчество К. развивается в русле идей символизма, пейзажи отмечены утончённой изысканностью цвета, плоскостной передачей пространства («Песчаные откосы», 1907, ГТГ). К. был экспонентом выставки «Голубая роза» (1907), принимал участие в оформлении ж. «Золотое руно», в выставках Союза русских художников (1906–23; чл. СРХ с 1910). В кон. 1900-х гг. увлёкся неопримитивизмом, делая пейзажи более декоративными и яркими, в духе лубочных картинок («Московский пейзаж. Радуга», 1908; «Жёлтый сарай», 1909; оба – в ГТГ). С сер. 1910-х гг. работал над проблемой идеального пейзажа-картины, сочетая натурные впечатления с декоративными приёмами («Раннее утро», 1914, ГТГ; «Пейзаж с прудом», 1918, ГРМ).
В 1920–27 К., работая в Звенигороде, создал свою худож. теорию тональной живописи; в его творчестве заметно усиление реалистич. тенденций («Серый день», 1923; «У мельницы», 1927, обе – в ГТГ). Чл. Об-ва моск. художников (ОМХ, 1928–32). С 1928 жил в Тарусе, исполнял пленэрные пейзажи, также синтетич. пейзажи-картины («Летний день в Тарусе», 1939–40, ГТГ). Оформлял спектакли (преим. пьесы А. Н. Островского) во МХАТе («Горячее сердце», 1926; «Таланты и поклонники», 1933), Театре К. Н. Незлобина и др. Преподавал в Москве – во Вхутемасе (1920–22), Моск. изотехникуме памяти 1905 года (1934–39) и др.