Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛЬЦ КАРЛ ФЁДОРОВИЧ

Авторы: В. М. Паппе
К. Ф. Вальц. Эскиз декорации к балету «Дева ада» Невкура. 1879.

ВАЛЬЦ Карл Фё­до­ро­вич (1846, С.-Пе­тер­бург – 1929, Мо­ск­ва), рос. сце­но­граф, засл. арт. Рес­пуб­ли­ки (1927). Обу­чал­ся у от­ца, гл. ма­ши­ни­ста Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра Ф. К. Валь­ца, за­тем у О. Ра­ма в Дрез­де­не и у К. В. Гро­пиу­са в Бер­ли­не (1855–56). С 1857 ра­бо­тал в Боль­шом те­ат­ре в Мо­ск­ве (в 1861–1926 ху­дож­ник-де­ко­ра­тор и ма­ши­нист). Один из по­след­них пред­ста­ви­те­лей ма­ши­ни­стов-де­ко­ра­то­ров – «ма­гов и вол­шеб­ни­ков сце­ны», В. был та­лант­ли­вым изо­бре­та­те­лем, уст­рои­те­лем гран­ди­оз­ных сце­нич. «по­жа­ров» и фей­ер­вер­ков, бурь, по­лё­тов и пре­вра­ще­ний, пре­ж­де все­го в спек­так­лях на «вол­шеб­ные» и ска­зоч­ные сю­же­ты. Стре­мил­ся вне­дрить на рус. сце­не но­вей­шую те­ат­раль­ную тех­ни­ку; раз­ра­бо­тал и осу­ще­ст­вил (по про­ек­ту А. П. Лен­ско­го) пер­вую в Рос­сии по­во­рот­ную сце­ну, ис­поль­зо­ван­ную в спек­так­ле Ма­ло­го те­ат­ра «Ро­мео и Джуль­етта» У. Шек­спи­ра (1900). Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии мн. опер­ных, ба­лет­ных и дра­ма­тич. спек­так­лей в те­ат­рах Мо­ск­вы (Боль­шом и Ма­лом, МХТ, М. В. Лен­тов­ско­го, Г. Г. Со­ло­дов­ни­ко­ва, Ф. А. Кор­ша), С.-Пе­тер­бур­га (Ма­ри­ин­ско­го), в т. ч. ми­ро­вых пре­мьер опер «Ев­ге­ний Оне­гин» (1879) и «Че­ре­вич­ки» (1887), ба­ле­та «Ле­бе­ди­ное озе­ро» (1877) П. И. Чай­ков­ско­го. Ру­ко­во­дил мон­ти­ро­воч­ной ча­стью Рус­ских се­зо­нов в Па­ри­же. Ав­тор ме­муа­ров «Ше­сть­де­сят пять лет в те­ат­ре» (1928).

Вернуться к началу