ВАЛЬЦ КАРЛ ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛЬЦ Карл Фёдорович (1846, С.-Петербург – 1929, Москва), рос. сценограф, засл. арт. Республики (1927). Обучался у отца, гл. машиниста Мариинского театра Ф. К. Вальца, затем у О. Рама в Дрездене и у К. В. Гропиуса в Берлине (1855–56). С 1857 работал в Большом театре в Москве (в 1861–1926 художник-декоратор и машинист). Один из последних представителей машинистов-декораторов – «магов и волшебников сцены», В. был талантливым изобретателем, устроителем грандиозных сценич. «пожаров» и фейерверков, бурь, полётов и превращений, прежде всего в спектаклях на «волшебные» и сказочные сюжеты. Стремился внедрить на рус. сцене новейшую театральную технику; разработал и осуществил (по проекту А. П. Ленского) первую в России поворотную сцену, использованную в спектакле Малого театра «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1900). Участвовал в оформлении мн. оперных, балетных и драматич. спектаклей в театрах Москвы (Большом и Малом, МХТ, М. В. Лентовского, Г. Г. Солодовникова, Ф. А. Корша), С.-Петербурга (Мариинского), в т. ч. мировых премьер опер «Евгений Онегин» (1879) и «Черевички» (1887), балета «Лебединое озеро» (1877) П. И. Чайковского. Руководил монтировочной частью Русских сезонов в Париже. Автор мемуаров «Шестьдесят пять лет в театре» (1928).