А́ППИА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ППИА (Appia) Адольф (1.9.1862, Женева – 29.2.1928, Ньон, Швейцария), швейц. теоретик театра, сценограф, музыкант. Один из создателей новаторской концепции сценич. пространства, близкий по эстетич. взглядам Г. Э. Г. Крэгу. Испытал влияние философии А. Бергсона. В нач. 1880-х гг. познакомился с творчеством Р. Вагнера и его театром в г. Байрёйт. Усмотрев противоречие между новаторской муз. драмой Вагнера и рутинными формами оперного театра, критиковал вагнеровский принцип синтеза искусств, отвергал живопись в театре ввиду невозможности сосуществования на сцене плоскостных, писанных на холсте декораций и трёхмерной фигуры актёра. Противник натурализма, он предлагал взамен традиционной для 19 в. декорации абстрактное, архитектурно решённое сценич. пространство – метафорич. образ внутреннего мира героев. Эскизы А., многие из которых так и не обрели сценич. воплощения, – фронтально развёрнутые ритмич. композиции, предназначенные для динамических пластич. решений. Одним из первых А. особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценич. пространство. Осн. положения его теории изложены в трудах: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Сотрудничал с Э. Жак-Далькрозом. Их совместные работы в Ин-те ритмич. гимнастики в Хеллерау: муз. представление «Орфей» по опере К. В. Глюка (1912), «Благовещение» П. Клоделя (1912/13). Др. спектакли А.: «Парсифаль» (1922), «Тристан и Изольда» (1923), «Золото Рейна» и «Валькирия» (оба – 1924) Р. Вагнера, «Прикованный Прометей» Эсхила (1925). Эстетика А., соединявшая в себе мн. постулаты символистского театра и одновременно предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на худож. мышление крупнейших режиссёров 20 в.: М. Рейнхардта, Ж. Копо, Ж. Питоева (см. Питоевы), Э. Пискатора, Л. Йеснера, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова.