Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИСКА́ТОР ЭРВИН ФРИДРИХ МАКС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Колязин, А. В. Шестакова

ПИСКА́ТОР (Piscator) Эр­вин Фрид­рих Макс (17.12.1893, Ульм, Гес­сен – 30.3.1966, Штарн­берг, Ба­ва­рия), нем. ре­жис­сёр. Из про­тес­тант­ской се­мьи; сын ком­мер­сан­та. В 1913–14 изу­чал ис­то­рию иск-ва (в т. ч. те­ат­раль­но­го), гер­ма­ни­сти­ку и фи­ло­со­фию в Мюн­хен­ском уни­вер­си­те­те; па­рал­лель­но брал уро­ки ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва. Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны. Член КП Гер­ма­нии (1919). Пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. ра­бо­че­го те­ат­раль­но­го объ­еди­не­ния (1934).

Как ак­тёр де­бю­ти­ро­вал в 1914, как ре­жис­сёр – в 1917/18. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков по­ли­тич. те­ат­ра. В 1919 уча­ст­во­вал в по­ста­нов­ках бер­лин­ской груп­пы «по­ли­тич. да­даи­стов»; ор­га­ни­зо­вал в Кё­нигс­бер­ге те­атр «Три­бу­нал» (за­крыт вла­стя­ми в 1920). В 1920–21 ру­ко­во­дил Про­ле­тар­ским те­ат­ром, в 1922–1923 – Цен­траль­ным те­ат­ром (совм. с Х. Й. Ре­фи­шем; оба в Бер­ли­не). Ши­ро­кую из­вест­ность при­нес­ли спек­так­ли, по­став­лен­ные П. в 1924–27 на сце­не бер­лин­ско­го те­ат­ра «Фолькс­бю­не»: «Зна­мё­на» А. Па­ке, по­ли­тич. ре­вю «Крас­ный ба­ла­ган» (оба 1924) и «Не­смот­ря ни на что» (1925) – по мо­ти­вам ре­аль­ных со­бы­тий нем. по­ли­тич. ис­то­рии, «На дне» Горь­ко­го (1926) и про­ник­ну­тая ре­во­люц. ге­рои­кой «Бу­ря над Гот­лан­дом» Э. Вель­ка (1927). В по­ста­нов­ке «Раз­бой­ни­ков» Ф. Шил­ле­ра (1926; Прус. гос. те­атр) П. пе­ре­нёс дей­ст­вие пье­сы в 20 в., на­де­лив «раз­бой­ни­ков» ре­во­люц. мо­ра­лью. В 1927 в Бер­ли­не от­крыл­ся Те­атр Пис­ка­то­ра (арх. В. Гро­пи­ус), афи­шу ко­то­ро­го со­став­ля­ли ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ские и ан­ти­им­пе­риа­ли­стич. спек­так­ли: «Гоп-ля, мы жи­вём!» Э. Тол­ле­ра, «Рас­пу­тин, Ро­ма­но­вы, вой­на и вос­став­ший про­тив них на­род» по пье­се «За­го­вор им­пе­рат­ри­цы» А. Н. Тол­сто­го и П. Е. Щё­го­ле­ва (оба 1927), «По­хо­ж­де­ния бра­во­го сол­да­та Швей­ка» по ро­ма­ну Я. Га­ше­ка (1928) и др. П. со­труд­ни­чал с Б. Брех­том, ста­вил сов. дра­ма­тур­гию. В 1929 вы­шла кн. П. «По­ли­ти­че­ский те­атр» (рус. пер. 1934), в ко­то­рой он обоб­щил свой опыт по соз­да­нию по­ли­тич. те­ат­ра.

В 1931 П. пе­ре­ехал в СССР, где снял иг­ро­вой ф. «Вос­ста­ние ры­ба­ков» (1934). Из-за уг­ро­зы аре­ста по­ки­нул СССР в 1936, по­се­лился во Фран­ции; в 1939 эмиг­ри­ро­вал в США. В 1940–49 воз­глав­лял Мас­тер­скую дра­мы и Те­ат­раль­ную сту­дию при нью-йорк­ской Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний; сре­ди его уче­ни­ков: дра­ма­тур­ги А. Мил­лер и Т. Уиль­ямс, ак­тё­ры М. Бра­н­до, Т. Кер­тис (Кёр­тис), Дж. Ма­ли­на. Из-за об­ви­не­ний в ком­му­низ­ме вы­ну­ж­ден был вер­нуть­ся в Ев­ро­пу (1951). Наи­бо­лее за­мет­ные по­ста­нов­ки это­го пе­рио­да: «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра (1940), «Вой­на и мир» по Л. Н. Тол­сто­му (1942; обе в Те­ат­раль­ной сту­дии, Нью-Йорк; 1955, «Шил­лер-те­атр», Бер­лин). Для спек­так­лей П. ха­рак­тер­но за­ост­ре­ние со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ки, пря­мое об­ра­ще­ние к зри­те­лю. П. од­ним из пер­вых на­чал при­ме­нять на сце­не ки­не­ма­то­гра­фич. приё­мы мон­та­жа (на­плы­вы) и ки­но­про­ек­цию (в ча­ст­но­сти, ки­но­хро­ни­ку, при­зван­ную под­черк­нуть ис­то­рич­ность мо­мен­та); ис­поль­зо­вал но­вые сце­нич. кон­ст­рук­ции (т. н. сег­мент­ную сце­ну, кон­вей­ер), прин­цип си­муль­тан­но­го (од­но­вре­мен­но­го) дей­ст­вия. С 1962 худ. рук. те­ат­ра «Фрайе Фольк­сбю­не» в Зап. Бер­ли­не, где по­став­ле­ны «Ро­бес­пь­ер» Р. Рол­ла­на и «Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» Шек­спи­ра (оба 1963). В по­след­них по­ста­нов­ках об­ра­тил­ся к до­ку­мен­таль­ной дра­ме: «На­ме­ст­ник» Р. Хох­ху­та (1963), «Де­ло Ро­бер­та Оп­пен­хай­ме­ра» Х. Кип­хард­та (1964), «Доз­на­ние» П. Вай­са (1965).

Соч.: Schriften. В., 1968. Bd 1–2; Theater, Film, Politik. Ausgewählte Schriften. B., 1980; Zeittheater: «Das politische Theater» und wei­tere Schriften. 1915–1966. Reinbek, 1986; Briefe. B., 2005–2011. Bd 1–3.

Лит.: Jhering H. Reinhardt, Jessner, Piscator oder Klassikertod? B., 1929; E. Piscator. Eine Arbeitsbiographie / Hrsg. K. Boeser, R. Vat­ko­vá. B., 1986; Ley M. Der Tanz im Spiegel. Mein Leben mit E. Piscator. Reinbek, 1989; Haarmann H. E. Piscator und die Schicksale der Berliner Dramaturgie. Nachträge zu einem Kapitel deutscher Theatergeschichte. Münch., 1991; Ко­ля­зин В. Ф. Таи­ров, Мей­ер­хольд и Гер­ма­ния. Пис­ка­тор, Брехт и Рос­сия. М., 1998; Jung P. E. Piscator. Das politische The­ater. Ein Kommentar. B., 2007.

Вернуться к началу