ПИСКА́ТОР ЭРВИН ФРИДРИХ МАКС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИСКА́ТОР (Piscator) Эрвин Фридрих Макс (17.12.1893, Ульм, Гессен – 30.3.1966, Штарнберг, Бавария), нем. режиссёр. Из протестантской семьи; сын коммерсанта. В 1913–14 изучал историю иск-ва (в т. ч. театрального), германистику и философию в Мюнхенском университете; параллельно брал уроки актёрского мастерства. Участник 1-й мировой войны. Член КП Германии (1919). Президент Междунар. рабочего театрального объединения (1934).
Как актёр дебютировал в 1914, как режиссёр – в 1917/18. Один из основоположников политич. театра. В 1919 участвовал в постановках берлинской группы «политич. дадаистов»; организовал в Кёнигсберге театр «Трибунал» (закрыт властями в 1920). В 1920–21 руководил Пролетарским театром, в 1922–1923 – Центральным театром (совм. с Х. Й. Рефишем; оба в Берлине). Широкую известность принесли спектакли, поставленные П. в 1924–27 на сцене берлинского театра «Фольксбюне»: «Знамёна» А. Паке, политич. ревю «Красный балаган» (оба 1924) и «Несмотря ни на что» (1925) – по мотивам реальных событий нем. политич. истории, «На дне» Горького (1926) и проникнутая революц. героикой «Буря над Готландом» Э. Велька (1927). В постановке «Разбойников» Ф. Шиллера (1926; Прус. гос. театр) П. перенёс действие пьесы в 20 в., наделив «разбойников» революц. моралью. В 1927 в Берлине открылся Театр Пискатора (арх. В. Гропиус), афишу которого составляли антимилитаристские и антиимпериалистич. спектакли: «Гоп-ля, мы живём!» Э. Толлера, «Распутин, Романовы, война и восставший против них народ» по пьесе «Заговор императрицы» А. Н. Толстого и П. Е. Щёголева (оба 1927), «Похождения бравого солдата Швейка» по роману Я. Гашека (1928) и др. П. сотрудничал с Б. Брехтом, ставил сов. драматургию. В 1929 вышла кн. П. «Политический театр» (рус. пер. 1934), в которой он обобщил свой опыт по созданию политич. театра.
В 1931 П. переехал в СССР, где снял игровой ф. «Восстание рыбаков» (1934). Из-за угрозы ареста покинул СССР в 1936, поселился во Франции; в 1939 эмигрировал в США. В 1940–49 возглавлял Мастерскую драмы и Театральную студию при нью-йоркской Новой школе социальных исследований; среди его учеников: драматурги А. Миллер и Т. Уильямс, актёры М. Брандо, Т. Кертис (Кёртис), Дж. Малина. Из-за обвинений в коммунизме вынужден был вернуться в Европу (1951). Наиболее заметные постановки этого периода: «Король Лир» У. Шекспира (1940), «Война и мир» по Л. Н. Толстому (1942; обе в Театральной студии, Нью-Йорк; 1955, «Шиллер-театр», Берлин). Для спектаклей П. характерно заострение социально-политич. проблематики, прямое обращение к зрителю. П. одним из первых начал применять на сцене кинематографич. приёмы монтажа (наплывы) и кинопроекцию (в частности, кинохронику, призванную подчеркнуть историчность момента); использовал новые сценич. конструкции (т. н. сегментную сцену, конвейер), принцип симультанного (одновременного) действия. С 1962 худ. рук. театра «Фрайе Фольксбюне» в Зап. Берлине, где поставлены «Робеспьер» Р. Роллана и «Венецианский купец» Шекспира (оба 1963). В последних постановках обратился к документальной драме: «Наместник» Р. Хоххута (1963), «Дело Роберта Оппенхаймера» Х. Кипхардта (1964), «Дознание» П. Вайса (1965).