Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́ЛЛЕР ЭРНСТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ТО́ЛЛЕР (Toller) Эрнст (1.12.1893, За­мо­чин, Прус­сия, ны­не Ша­мо­цин, Поль­ша – 22.5.1939, Нью-Йорк), нем. дра­ма­тург, по­эт, пуб­ли­цист, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье евр. ком­мер­сан­та. Изу­чал пра­во в Гре­нобль­ском ун-те. В 1914 от­пра­вил­ся доб­ро­воль­цем на фронт, в 1917 ко­мис­со­ван. Со­пред­се­да­тель Центр. к-та ра­бо­чих, кре­сть­ян­ских и сол­дат­ских де­пу­та­тов (1918), на­ря­ду с Э. Мю­за­мом и Г. Лан­дау­эром ру­ко­во­ди­тель Ба­вар­ской Сов. рес­пуб­ли­ки, ко­ман­дую­щий Ба­вар­ской Крас­ной Ар­ми­ей (1919). По­сле по­ра­же­ния Рес­пуб­ли­ки при­го­во­рён к тю­рем­но­му за­клю­че­нию (1919–24). С 1933 в эмиг­ра­ции (в Швей­ца­рии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США); ак­тив­но уча­ст­во­вал в ан­ти­фа­ши­ст­ских кон­грес­сах, под­дер­жи­вал исп. рес­пуб­ли­кан­цев.

Т. – соз­да­тель нем. по­ли­тич. те­ат­ра. Пер­вая пье­са Т. «Пре­вра­ще­ние» («Die Wandlung», 1919), на­пи­сан­ная в эс­те­ти­ке экс­прес­сио­низ­ма, по­ка­за­ла ужа­сы вой­ны, за­блу­ж­де­ния и про­зре­ние нем. ин­тел­ли­ген­ции от­но­си­тель­но её ис­то­ков и пер­спек­тив. В по­сле­дую­щих пье­сах «Че­ло­век-мас­са» («Masse-Mensch», 1921, рус. пер. 1923), «Раз­ру­ши­те­ли ма­шин» («Die Maschinenstürmer», 1922, рус. пер. 1923) Т. ос­мыс­лил ре­во­люц. про­шлое с мо­раль­ных и фи­лос. по­зи­ций, по­ка­зав, что лич­ность, при­вер­жен­ная бла­го­род­ным идеа­лам, все­гда ста­но­вит­ся жерт­вой тол­пы и без­ли­кой ис­то­рии. В пье­сах «Хин­ке­ман» («Hinkemann», 1923; в рус. пер. – «Эу­ген Не­сча­ст­ный», 1923) и «Гоп-ля, жи­вём!» («Hoppla, wir le­ben!», 1927; в рус. пер. – «Жи­вём, жи­вём!», 1928) Т. всё бо­лее от­хо­дит от экс­прес­сио­ни­ст­ских вы­ра­зи­тель­ных средств, об­ра­ща­ясь к до­ку­мен­та­лиз­му и кон­ст­рук­ти­виз­му в стрем­ле­нии по­ка­зать оди­но­че­ст­во, раз­оча­ро­ва­ние и ги­бель че­ло­ве­ка, пе­ре­жив­ше­го вой­ну и ре­во­лю­цию. В даль­ней­шем Т. воз­вра­ща­ет­ся к те­ме ре­во­лю­ции [пье­са «Га­сить кот­лы!» («Feuer aus der Kesseln», 1930, рус. пер. 1935)], об­ра­ща­ет­ся к па­ро­ди­ям и ко­ме­ди­ям, соз­да­вая са­ти­рич. гро­те­ск­ный об­раз совр. ему Гер­ма­нии: «А всё-та­ки ме­ща­нин» («Bourgeois bleibt Bourgeois», 1928, в со­авт. с В. Га­зенк­ле­ве­ром, сво­бод­ная пе­ре­ра­бот­ка «Ме­ща­ни­на во дво­рян­ст­ве» Моль­е­ра), «Не на­до боль­ше ми­ра!» («Nie wieder Friede!», 1936). Те­ме ма­ни­пу­ля­ции мас­со­вым соз­на­ни­ем по­свя­ще­ны пье­сы «Сле­пая бо­ги­ня» («Die blinde Göttin», 1932; в рус. пер. – «Де­ло об убий­ст­ве», 1934) и др.

По­эзия Т., об­ла­даю­щая мощ­ной экс­прес­си­ей, пред­став­ле­на сб-ка­ми: «Пес­ни за­клю­чён­ных» («Gedichte der Ge­fan­ge­nen», 1923; в рус. пер. – «Тю­рем­ные пес­ни», 1925) и «Кни­га лас­то­чек» («Das Schwalbenbuch», 1924). Ав­тор ав­то­био­гра­фич. кн. «Юность в Гер­ма­нии» («Eine Jugend in Deutschland», 1933, рус. пер. 1935), пу­те­вых очер­ков «Вдоль и по­пе­рёк» («Quer durch», 1930). По­кон­чил с со­бой по­сле дли­тель­ной де­прес­сии.

Соч.: Prosa. Briefe. Dramen. Gedichte. Hamb., 1961; Eine Jugend in Deutschland. Stuttg., 2013.

Лит.: Ter Haar C. E. Toller: Appell oder Re­signation? 2. Aufl. Münch., 1982; Benson R. Deutsches expressionistisches Theater: E. Toller und G. Kaiser. N. Y., 1987.

Вернуться к началу