ТО́ЛЛЕР ЭРНСТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТО́ЛЛЕР (Toller) Эрнст (1.12.1893, Замочин, Пруссия, ныне Шамоцин, Польша – 22.5.1939, Нью-Йорк), нем. драматург, поэт, публицист, обществ. деятель. Родился в семье евр. коммерсанта. Изучал право в Гренобльском ун-те. В 1914 отправился добровольцем на фронт, в 1917 комиссован. Сопредседатель Центр. к-та рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (1918), наряду с Э. Мюзамом и Г. Ландауэром руководитель Баварской Сов. республики, командующий Баварской Красной Армией (1919). После поражения Республики приговорён к тюремному заключению (1919–24). С 1933 в эмиграции (в Швейцарии, Великобритании, США); активно участвовал в антифашистских конгрессах, поддерживал исп. республиканцев.
Т. – создатель нем. политич. театра. Первая пьеса Т. «Превращение» («Die Wandlung», 1919), написанная в эстетике экспрессионизма, показала ужасы войны, заблуждения и прозрение нем. интеллигенции относительно её истоков и перспектив. В последующих пьесах «Человек-масса» («Masse-Mensch», 1921, рус. пер. 1923), «Разрушители машин» («Die Maschinenstürmer», 1922, рус. пер. 1923) Т. осмыслил революц. прошлое с моральных и филос. позиций, показав, что личность, приверженная благородным идеалам, всегда становится жертвой толпы и безликой истории. В пьесах «Хинкеман» («Hinkemann», 1923; в рус. пер. – «Эуген Несчастный», 1923) и «Гоп-ля, живём!» («Hoppla, wir leben!», 1927; в рус. пер. – «Живём, живём!», 1928) Т. всё более отходит от экспрессионистских выразительных средств, обращаясь к документализму и конструктивизму в стремлении показать одиночество, разочарование и гибель человека, пережившего войну и революцию. В дальнейшем Т. возвращается к теме революции [пьеса «Гасить котлы!» («Feuer aus der Kesseln», 1930, рус. пер. 1935)], обращается к пародиям и комедиям, создавая сатирич. гротескный образ совр. ему Германии: «А всё-таки мещанин» («Bourgeois bleibt Bourgeois», 1928, в соавт. с В. Газенклевером, свободная переработка «Мещанина во дворянстве» Мольера), «Не надо больше мира!» («Nie wieder Friede!», 1936). Теме манипуляции массовым сознанием посвящены пьесы «Слепая богиня» («Die blinde Göttin», 1932; в рус. пер. – «Дело об убийстве», 1934) и др.
Поэзия Т., обладающая мощной экспрессией, представлена сб-ками: «Песни заключённых» («Gedichte der Gefangenen», 1923; в рус. пер. – «Тюремные песни», 1925) и «Книга ласточек» («Das Schwalbenbuch», 1924). Автор автобиографич. кн. «Юность в Германии» («Eine Jugend in Deutschland», 1933, рус. пер. 1935), путевых очерков «Вдоль и поперёк» («Quer durch», 1930). Покончил с собой после длительной депрессии.