ПЛАНШО́Н РОЖЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАНШО́Н (Planchon) Роже (12.9.1931, Сен-Шамон, деп-т Луаре – 12.5.2009, Париж), франц. актёр, режиссёр, драматург, театральный деятель. В годы 2-й мировой войны подростком участвовал в Движении Сопротивления, за что в 13 лет был удостоен ордена Военного креста. Учился в конгрегации «Братья христианских школ», где началось знакомство П. с лит-рой и иск-вом. Был банковским служащим. Сценич. иск-ву учился у С. Гийо.
Дебютировал на сцене в 1949 постановкой арлекинады «Весёлая смерть» Н. Н. Евреинова. 22.5.1950 любительская труппа П. официально объявила о создании театральной компании «Вам-чего» – по назв. одной из новелл сб. «Ересиарх и компания» Г. Аполлинера (с 1952 Театр комедии в Лионе). В 1957–1972 возглавлял Гор. театр Вийёрбана (в местечке близ Лиона). Наряду с классич. драматургией (К. Марло, У. Шекспир, Мольер, П. Кальдерон, Г. фон Клейст), ставил пьесы Б. Брехта («Страх и нищета в Третьей империи», 1956, «Добрый человек из Сезуана», 1958, «Швейк во Второй мировой войне», 1960, и др.), А. Адамова, М. Винавера, Р. Витрака. Отстаивал приоритет сценич. текста над драматическим, защищая право театра на самостоят. трактовку пьесы. Мировую известность П. принесли неожиданные интерпретации классики: романа «Три мушкетёра» А. Дюма (1958, в роли д’Артаньяна – П.), прочитанного в пародийном ключе; поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1960), трагедии «Береника» Ж. Расина (1961), комедий Мольера «Жорж Данден» (1958, переосмыслена в драму социального неравенства) и «Тартюф» (1962) и др. Вместе с тем П. живо откликался на вызовы современности: «Каретный сарай» (1962), «Синие, белые, красные» (1967), «Бесчестье» (1969) – по пьесам собств. сочинения, а также «Оспаривание и растерзание самой знаменитой из французских трагедий – "Сида" Пьера Корнеля…» (1969), поставленной как диспут о «народном» и «буржуазном» театре в ответ на студенч. волнения 1968. Постановки П. объединяли критич. подход к истории, антиклерикальные мотивы.
П. – один из лидеров движения децентрализации театра – развития театрального иск-ва в регионах. В 1972–2002 директор Нац. нар. театра (до 1982 совм. с П. Шеро и Р. Жильбером, в 1982–1986 с Жильбером, в 1986–96 вместе с Жильбером и Ж. Лаводаном), который в первый же год своего руководства перенёс из Парижа в провинц. Вийёрбан. Среди наиболее заметных постановок этого периода: «Тартюф» (1973; в гл. роли – П.), представленная как драма переломной эпохи, «Чёрная свинья» (1973), миракль «Жиль де Рэ» (1976; обе – по пьесам собств. сочинения), «Ионеско» (1983; по мотивам пьес и автобиографич. сочинений Э. Ионеско), «Скупой» Мольера (1986). В большинстве своих постановок П. выступал также как актёр. Театр П. – постоянный участник Авиньонского театрального фестиваля.
Снимался в фильмах: «Дантон» (1983; реж. А. Вайда), «Досье 51» (1993; реж. М. Девиль) и мн. др. Снял три игровых фильма: «Данден» (1987), «Луи, дитя-король» (1993), «Лотрек» (1998).