Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЛЬЦЕР

Авторы: В. М. Паппе
А. Ф. Гельцер. Эскиз декорации (фрагмент панорамы) к балету «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Большом театре. 1899.

ГЕ́ЛЬЦЕР Ана­то­лий Фё­до­ро­вич [21.3(2.4).1852, Мо­ск­ва (?) – 1918], рос. сце­но­граф. Сын вы­ход­ца из Прус­сии Ф. Хёль­це­ра, чле­на По­ва­рен­но­го це­ха Моск. ре­мес­лен­ной упра­вы. Брат В. Ф. Гель­це­ра. В 1873, по окон­ча­нии моск. Стро­га­новско­го уч-ща, по­сту­пил на служ­бу в Боль­шой те­атр, где был по­мощ­ни­ком К. Ф. Валь­ца, обу­чал­ся де­ко­ра­ци­он­но­му иск-ву у П. А. Иса­ко­ва. Один из ве­ду­щих рос. сце­но­гра­фов кон. 19 в., ис­пы­тал влия­ние пей­заж­ной жи­во­пи­си пе­ре­движ­ни­ков и рус. са­лон­но­го иск-ва. Ро­ман­тич. склад да­ро­ва­ния Г. яр­че все­го про­явил­ся в пей­заж­ных де­ко­ра­ци­ях, где он для пе­ре­да­чи разл. со­стоя­ний при­ро­ды ис­поль­зо­вал эф­фек­ты по­сте­пен­ной гра­да­ции цве­та и све­та, воз­мож­но­сти транс­па­рант­ной (про­све­чи­ваю­щей) де­ко­ра­ции, а так­же вве­дён­но­го в 1890-х гг. элек­трич. ос­ве­ще­ния. Сре­ди луч­ших ра­бот – дви­жу­щая­ся па­но­ра­ма во 2-м дей­ст­вии ба­ле­та «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го (1899). Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии опер «Де­мон» А. Г. Ру­бин­штей­на (1879), «Ев­ге­ний Оне­гин» Чай­ков­ско­го (1881) и др.; оформ­лял так­же спек­так­ли Ма­ло­го те­ат­ра, в т. ч. «Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на (1880), «Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го (1883), «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1891).

Лит.: На­ши рус­ские де­ко­ра­то­ры: А. Ф. Гель­цер // Ар­тист. 1894. № 33.

Вернуться к началу