Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЛЬЦЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 519-520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. Ф. Гельцер в роли Малайца в опере «Песнь торжествующей любви» А. Ю. Симона.

ГЕ́ЛЬЦЕР Ва­си­лий Фё­до­ро­вич [26.12.1840(7.1.1841), Мо­ск­ва – 30.12.1908(12.1.1909), там же], рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, засл. арт. имп. те­ат­ров (1903). Брат А. Ф. Гель­це­ра. В 1856 окон­чил Моск. те­ат­раль­ное уч-ще и был при­нят фи­гу­ран­том в труп­пу Боль­шо­го те­ат­ра, с 1863 со­лист. Ис­пол­нил пар­тию Ива­нуш­ки в пер­вой моск. по­ста­нов­ке ба­ле­та «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Ч. Пу­ньи (1866, ба­летм. А. Сен-Ле­он). Мас­тер пе­ре­во­пло­ще­ния, Г. об­ла­дал боль­шим ми­мич. да­ро­ва­ни­ем. Вы­сту­пал в ко­мич., ха­рак­тер­ных и тра­гич. пар­ти­ях: Мар­це­ли­на («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля), Царь Ну­бий­ский, Клод Фрол­ло («Дочь фа­рао­на», «Эс­ме­раль­да» Пу­ньи), фея Ка­ра­бос («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Ганс («Жи­зель» А. Ада­на). Комп. А. Ю. Си­мон в опе­ре «Песнь тор­же­ст­вую­щей люб­ви» соз­дал для Г. ми­мич. пар­тию не­мо­го Ма­лай­ца. В 1876 вме­сте с В. П. Бе­ги­че­вым на­пи­сал сце­на­рий к ба­ле­ту Чай­ков­ско­го «Ле­бе­ди­ное озе­ро». В 1894–1901 ре­жис­сёр ба­лет­ной труп­пы Боль­шо­го те­ат­ра. С 1898 пре­по­да­вал ми­ми­ку и пла­сти­ку в Моск. те­ат­раль­ном уч-ще и Моск. конс.; со­чи­нил тан­цы для пер­вой по­ста­нов­ки опе­ры «Ев­ге­ний Оне­гин» Чай­ков­ско­го (1879, осу­ще­ст­в­ле­на си­ла­ми сту­ден­тов Моск. конс.). В 1906 со­сто­ял­ся его про­щаль­ный бе­нефис.

Лит.: Мо­с­ков­ский Боль­шой те­атр. 1825–1925. М., 1925; Сло­ним­ский Ю. П. И. Чай­ков­ский и ба­лет­ный те­атр его вре­ме­ни. М., 1956.

Вернуться к началу