Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕН-ЛЕО́Н АРТЮР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 7-8

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Сен-Леон и Ф. Черрито в балете «Скрипка дьявола» Ч. Пуньи. Гравюра. Сер. 19 в.

СЕН-ЛЕО́Н (Saint-Léon) Ар­тюр (наст. имя и фам. Шарль Вик­тор Ар­тюр Ми­шель, Michel) (17.9.1821, Па­риж – 2.9.1870, там же), франц. тан­цов­щик, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог, скри­пач. Учил­ся у сво­его от­ца – тан­цов­щи­ка и му­зы­кан­та Л. Ми­ше­ля. Де­бю­ти­ро­вал как скри­пач в 1834 в Штут­гар­те, как тан­цов­щик в 1835 в Мюн­хе­не. В 1837–47 га­ст­ро­ли­ро­вал по Ев­ро­пе. В 1843 по­ста­вил в Ри­ме ба­лет «Мар­ки­тант­ка и фо­рей­тор» Э. Рол­ла­на, в 1849 в Па­ри­же – «Скрип­ку дья­во­ла» Ч. Пу­ньи. В 1859–69 в Рос­сии. По­ста­нов­ки: «Саль­та­рел­ло, или Страсть к тан­цам» (1859, му­зы­ка С.-Л.), «Гра­ци­ел­ла, или Лю­бов­ная ссо­ра» (1860) и «Си­ро­та Тео­лин­да, или Дух до­ли­ны» (1862) – оба Пу­ньи, «Па­ке­рет­та» Ф. Ве­нуа и Пу­ньи (1860), «Се­виль­ская жем­чу­жи­на» С. Пин­то и Пу­ньи (1861), «Пла­мя люб­ви, или Са­ла­ман­д­ра» («Фиа­мет­та, или Тор­же­ст­во люб­ви») Л. Ф. Мин­ку­са (1863). Тан­це­валь­ное бо­гат­ст­во, воз­мож­но­сти для рас­кры­тия творч. ин­диви­ду­аль­но­сти, ко­то­рые пре­дос­тав­лял ис­пол­ни­те­лям ба­лет «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Пу­ньи (1864), сде­ла­ли его од­ним из самых по­пу­ляр­ных ба­ле­тов на рос. сце­не в 19 в. Ме­нее удач­ным ока­зал­ся вто­рой ба­лет на рус. сю­жет – «Зо­ло­тая рыб­ка» Мин­ку­са (1867). В Па­ри­же в 1870 С.-Л. по­ста­вил свой луч­ший ба­лет – «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба. Спек­так­ли С.-Л. зна­ме­но­ва­ли упа­док ро­ман­тич. ба­ле­та, что про­яви­лось в об­лег­чён­но­сти со­дер­жа­ния, оби­лии внеш­них эф­фек­тов, эк­лек­ти­ке вы­ра­зит. средств. В то же вре­мя его хо­рео­гра­фич. на­ход­ки как в об­лас­ти вир­ту­оз­но­го клас­сич. (пре­им. соль­но­го), так и ха­рак­тер­но­го тан­ца спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию тех­ни­ки, обо­га­ще­нию лек­си­ки ба­ле­та. Сре­ди уче­ниц С.-Л. – Ф. Чер­ри­то, А. Гран­цо­ва. Соз­да­тель сис­те­мы за­пи­си тан­ца – сте­но­хо­рео­гра­фии.

Соч.: La stenochorégraphie, ou L’art d’écrire promptement la danse. P., 1852.

Лит.: Guest I. The ballet of the Second Empire. L., 1955; Letters from a ballet-master: The correspondence of A. Saint-Leon. N. Y., 1981; Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. 2-е изд. СПб. [и др.], 2008; Свеш­ни­ко­ва А. Пе­тер­бург­ские се­зо­ны А. Сен-Ле­о­на. СПб., 2008.

Вернуться к началу