СЕН-ЛЕО́Н АРТЮР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕН-ЛЕО́Н (Saint-Léon) Артюр (наст. имя и фам. Шарль Виктор Артюр Мишель, Michel) (17.9.1821, Париж – 2.9.1870, там же), франц. танцовщик, балетмейстер, педагог, скрипач. Учился у своего отца – танцовщика и музыканта Л. Мишеля. Дебютировал как скрипач в 1834 в Штутгарте, как танцовщик в 1835 в Мюнхене. В 1837–47 гастролировал по Европе. В 1843 поставил в Риме балет «Маркитантка и форейтор» Э. Роллана, в 1849 в Париже – «Скрипку дьявола» Ч. Пуньи. В 1859–69 в России. Постановки: «Сальтарелло, или Страсть к танцам» (1859, музыка С.-Л.), «Грациелла, или Любовная ссора» (1860) и «Сирота Теолинда, или Дух долины» (1862) – оба Пуньи, «Пакеретта» Ф. Венуа и Пуньи (1860), «Севильская жемчужина» С. Пинто и Пуньи (1861), «Пламя любви, или Саламандра» («Фиаметта, или Торжество любви») Л. Ф. Минкуса (1863). Танцевальное богатство, возможности для раскрытия творч. индивидуальности, которые предоставлял исполнителям балет «Конёк-Горбунок» Пуньи (1864), сделали его одним из самых популярных балетов на рос. сцене в 19 в. Менее удачным оказался второй балет на рус. сюжет – «Золотая рыбка» Минкуса (1867). В Париже в 1870 С.-Л. поставил свой лучший балет – «Коппелия» Л. Делиба. Спектакли С.-Л. знаменовали упадок романтич. балета, что проявилось в облегчённости содержания, обилии внешних эффектов, эклектике выразит. средств. В то же время его хореографич. находки как в области виртуозного классич. (преим. сольного), так и характерного танца способствовали развитию техники, обогащению лексики балета. Среди учениц С.-Л. – Ф. Черрито, А. Гранцова. Создатель системы записи танца – стенохореографии.