Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКАМО́ЦЦИ ВИНЧЕНЦО

В. Скамоцци. «Театро Дукале» в Саббионетте. 1588–90.

СКАМО́ЦЦИ (Scamozzi) Вин­чен­цо (2.9.1548, Ви­чен­ца – 7.8.1616, Ве­не­ция), итал. ар­хи­тек­тор, сце­но­граф и тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры. Учил­ся в Ви­чен­це у сво­его от­ца, арх. Джан­до­ме­ни­ко Ска­моц­ци (1526–82). Творч. ин­ди­ви­ду­аль­ность С. сфор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем С. Сер­лио и А. Пал­ла­дио, по­сле смер­ти ко­то­ро­го С. за­вер­шал многие его ра­бо­ты, вклю­чая Вил­лу Ро­тон­да (1580–91) и «Те­атро Олим­пи­ко» в Ви­чен­це (1580–84, в т. ч. соз­дал пер­спек­тив­ную де­ко­ра­цию сце­ны). Влия­ния Пал­ла­дио яр­ко про­яви­лись в ар­хи­тек­ту­ре Вил­лы Пи­за­ни в Ло­ни­го (1576–78). В 1578–80 С. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Не­аполь и Рим, где изу­чал ан­тич­ное на­сле­дие (опуб­ли­ко­вал гра­вюры с ре­кон­ст­рук­ция­ми ан­тич­ных со­ору­же­ний). По­сле 1580 по­се­лил­ся в Ве­не­ции, где воз­вёл зда­ние Но­вых Про­кура­ций на пл. Св. Мар­ка (1584–96, за­вер­ше­но в 1640 – ок. 1660 уче­ни­ком С. – Б. Лон­ге­ной), за­вер­шил в 1588 со­ору­жён­ное Я. Сан­со­ви­но зда­ние Нац. б-ки Мар­чиа­на, по­стро­ил Па­лац­цо Кон­та­ри­ни-де­льи-Скри­ньи (1609–16), в ко­то­ром пред­ло­жил клас­си­ци­стич. трак­тов­ку тра­диц. ве­не­ци­ан­ско­го двор­ца; Вил­лу Мо­лин близ Па­дуи (1597) и др. Зда­ние «Те­ат­ро Ду­ка­ле» (1588–90) в Саб­био­нет­те ста­ло про­об­ра­зом ев­роп. те­ат­раль­но­го зда­ния с собств. фа­са­дом. С. пу­те­ше­ст­во­вал по Сев. Ев­ро­пе, изу­чал го­тич. ар­хи­тек­ту­ру, спро­ек­ти­ро­вал со­бор в Зальц­бур­ге (1603–04; силь­но из­ме­нён в про­цес­се строи­тель­ст­ва в 1614–28). Один из круп­ней­ших ар­хи­тек­то­ров Ве­не­ци­ан­ской обл. 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. и один из пер­вых мас­те­ров пал­ла­ди­ан­ст­ва. Ав­тор трак­та­та «Идея все­об­щей ар­хи­тек­ту­ры» («L’idea della architettura universale», 6 книг опуб­ли­ко­ва­ны в 1615; ил­лю­ст­ри­ро­ван мн. про­ек­та­ми С.).

Соч.: Discorsi sopra l’antichitа̀ di Roma. Mil., 1991.

Лит.: V. Sca­moz­zi / A cura F. Barbieri, G. Bel­tramini. Venezia, 2003.

Вернуться к началу