ЛОНГЕ́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОНГЕ́НА (Longhena) Бальдассаре [ок. 1596 (по др. сведениям, 1598), Венеция – 17 или 18.2.1682, там же], итал. архитектор. Обучался в мастерской отца, мраморщика М. Лонгены (1566–1616), затем у В. Скамоцци (чьё здание Новых Прокураций на пл. Св. Марка завершал в 1640 – ок. 1660); испытал также влияние венецианских скульпторов А. Виттория, Дж. Кампаньи, что нашло отражение в его ранних постройках (Вилла П. Кантарини в Мире, 1616–19, не сохр.; Палаццо Джустиниани-Лолин в Венеции, 1619–23). Более 40 лет занимал должность гл. архитектора Венеции. Церковные постройки Л. [ц. Санта-Мария в Кьодже (1627–47); ц. Санта-Мария-дельи-Скальци (Санта-Мария-ди-Назарет, 1656–73); капелла Вендрамин в ц. Сан-Пьетро-ди Кастелло (начата ок. 1658); фасады церквей Оспедалетто Санта-Мария-деи-Дерелитти (1670–72) и дельи-Кармини (1668)], библиотека (1641–53) и лоджия (1640-е гг.) мон. Сан-Джорджо-Маджоре, дворцы [Серотти (Видман, 1627–29), Беллони (1648 – ок. 1655), Ка-Пезаро (сер. 17 в., завершён в 1710), Ка-Редзонико] обнаруживают переосмысление архит. традиций А. Палладио и Я. Сансовино в духе барокко.
Гл. произведением Л. и центр. памятником венецианского барокко является ц. Санта-Мария-делла-Салуте (начата в 1631, освящена в 1687; см. илл. к ст. Венеция), в которой мастер возрождает восходящий к раннехристианскому времени тип увенчанной куполом октагональной постройки с обходом. Вход в виде триумфальной арки и увенчанные статуями волюты придают скульптурность наружному облику церкви. Расположенная в устье Большого канала церковь является одной из ключевых построек в архит. ансамбле венецианской лагуны. Л. был также архитектором мн. надгробий и мемориальных памятников (в т. ч. архиеп. Г. Севиросу в ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи, 1619; дожу Д. Микиэлю в ц. Сан-Джорджо-Маджоре, 1635–37; дожу Дж. Пезаро в ц. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, 1659–69).