СЕ́РЛИО СЕБАСТЬЯНО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕ́РЛИО (Serlio) Себастьяно (6.9.1475, Болонья – ок. 1553–1555, Фонтенбло, Франция), итал. архитектор, график, теоретик архитектуры. Получил образование художника-перспективиста. Работал в Пезаро, Риме (ок. 1514), где попал под влияние мастеров круга Д. Браманте (в особенности Б. Перуцци), Болонье (ок. 1525–1527), Венеции (1527–28); с 1541 во Франции, при дворе короля Франциска I. В Фонтенбло участвовал в проектировании «Грота сосен» (1541–1543) и бального зала в замке (строился с 1541), по его проекту возведён дворец кардинала Ипполито д’Эсте «Ла Гранд Феррар» (между 1542 и 1546, не сохр.), отмеченный чертами маньеризма. Единственная сохранившаяся постройка – замок Анси-ле-Фран в Бургундии (ок. 1541–1550), в которой удачно соединились франц. тип здания с итальянизирующим декором. После смерти Франциска I смещён с должности королевского архитектора и в 1550 переехал в Лион, где занимался подготовкой и изданием трактата «Семь книг об архитектуре» (публиковался с 1537; издан полностью в Венеции в 1584) – одного из самых авторитетных архит. сочинений эпохи Возрождения. Части трактата посвящены соответственно математич. основам архитектуры; перспективе и сценографии; памятникам др.-рим. зодчества; архит. ордерам; религ. зодчеству, жилищной архитектуре, случайностям и необычным ситуациям в строительстве. Опубликовал также отд. сочинения о рустованном ордере и фортификац. сооружениях. Трактат С., в котором главенствующее место занимали иллюстрации, использовался европ. архитекторами как книга образцов и в большой мере способствовал распространению принципов ренессансного зодчества. По имени С. назван архит. мотив – серлиана, заимствованный из работ Браманте, – 3-частный проём с арочным завершением центр. части и плоскими антаблементами над более узкими боковыми частями.