Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́РЛИО СЕБАСТЬЯНО

Авторы: А. Л. Близнюков
Иллюстрация ко 2-й книге трактата С. Серлио «Семь книг об архитектуре». 1545.

СЕ́РЛИО (Serlio) Се­ба­сть­я­но (6.9.1475, Бо­ло­нья – ок. 1553–1555, Фон­тенб­ло, Фран­ция), итал. ар­хи­тек­тор, гра­фик, тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние ху­дож­ни­ка-пер­спек­ти­ви­ста. Ра­бо­тал в Пе­за­ро, Ри­ме (ок. 1514), где по­пал под влия­ние мас­те­ров кру­га Д. Бра­ман­те (в осо­бен­но­сти Б. Пе­руц­ци), Бо­ло­нье (ок. 1525–1527), Ве­не­ции (1527–28); с 1541 во Фран­ции, при дво­ре ко­ро­ля Фран­ци­ска I. В Фон­тенб­ло уча­ст­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии «Гро­та со­сен» (1541–1543) и баль­но­го за­ла в зам­ке (стро­ил­ся с 1541), по его про­ек­ту воз­ве­дён дво­рец кар­ди­на­ла Ип­по­ли­то д’Эсте «Ла Гранд Фер­рар» (ме­ж­ду 1542 и 1546, не сохр.), от­ме­чен­ный чер­та­ми мань­е­риз­ма. Един­ст­вен­ная со­хра­нив­шая­ся по­строй­ка – за­мок Ан­си-ле-Фран в Бур­гун­дии (ок. 1541–1550), в ко­то­рой удач­но со­еди­ни­лись франц. тип зда­ния с италь­я­ни­зи­рую­щим де­ко­ром. По­сле смер­ти Фран­ци­ска I сме­щён с долж­но­сти ко­ро­лев­ско­го ар­хи­тек­то­ра и в 1550 пе­ре­ехал в Ли­он, где за­ни­мал­ся под­го­тов­кой и из­да­ни­ем трак­та­та «Семь книг об ар­хи­тек­ту­ре» (пуб­ли­ко­вал­ся с 1537; из­дан пол­но­стью в Ве­не­ции в 1584) – од­но­го из са­мых ав­то­ри­тет­ных ар­хит. со­чи­не­ний эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Час­ти трак­та­та по­свя­ще­ны со­от­вет­ст­вен­но ма­те­ма­тич. ос­но­вам ар­хи­тек­ту­ры; пер­спек­ти­ве и сце­но­гра­фии; па­мят­ни­кам др.-рим. зод­че­ст­ва; ар­хит. ор­де­рам; ре­лиг. зод­че­ст­ву, жи­лищ­ной ар­хи­тек­ту­ре, слу­чай­но­стям и не­обыч­ным си­туа­ци­ям в строи­тель­ст­ве. Опуб­ли­ко­вал так­же отд. со­чи­не­ния о рус­то­ван­ном ор­де­ре и фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ни­ях. Трак­тат С., в ко­то­ром гла­вен­ст­вую­щее ме­сто за­ни­ма­ли ил­лю­ст­ра­ции, ис­поль­зо­вал­ся ев­роп. ар­хи­тек­то­ра­ми как кни­га об­раз­цов и в боль­шой ме­ре спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию прин­ци­пов ре­нес­санс­но­го зод­че­ст­ва. По име­ни С. на­зван ар­хит. мо­тив – сер­лиа­на, за­им­ст­во­ван­ный из ра­бот Бра­ман­те, – 3-ча­ст­ный про­ём с ароч­ным за­вер­ше­ни­ем центр. час­ти и пло­ски­ми ан­таб­ле­мен­та­ми над бо­лее уз­ки­ми бо­ко­вы­ми час­тя­ми.

Соч.: I sette libri dell’architettura. Bologna, 1978.

Лит.: Frommel S. S. Serlio architetto. Mil., 1998; S. Serlio а̀ Lyon: Architecture et impri­merie / Éd. S. Deswarte-Rosa. Lyon, 2004–. Vol. 1–.

Вернуться к началу