ДМИ́ТРИЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДМИ́ТРИЕВ Владимир Владимирович [31.7(13.8).1900, Москва – 6.5.1948, там же], рос. сценограф, засл. деят. искусств РСФСР (1944). Учился в Петрограде – в Худож. школе Е. Н. Званцевой (1916–1917) и в СХУМ (1918–21) у К. С. Петрова-Водкина; одновременно занимался на Курсах мастерства сценич. постановок у В. Э. Мейерхольда (1917–1918). В ранних постановках ощутимо влияние «Мира искусства» и традиций нар. театра: «Театр чудес» М. де Сервантеса (1917, Студия на Бородинской, Петроград), «Зори» Э. Верхарна (1920, 1-й театр РСФСР, Москва). Оформлял постановки петрогр. труппы «Молодой балет» Дж. Баланчина (1921–24), Петрогр. (Ленингр.) театра драмы им. А. С. Пушкина («Эуген Несчастный» Э. Толлера, 1923; «Пётр I» А. Н. Толстого, 1935, и др.), ГАТОБа [в т. ч. «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926); «Пульчинелла» (1926) и «Байка про лису…» (1927) И. Ф. Стравинского; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1928); «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1935)], МАЛЕГОТа [мировые премьеры опер «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Д. Д. Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева (1946); также «Прыжок через тень» Э. Кшенека (1927) и др.], БДТ («Бесприданница» А. Н. Островского, 1948). В 1928–48 художник МХАТа [с 1941 – гл. худ.; среди постановок – «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому; «Три сестры» (1940) и «Дядя Ваня» (1947) А. П. Чехова]. Сценографии Д. присущи детальная, рационально продуманная разработка сценич. пространства и предметной среды, эмоциональная выразительность цвета и освещения, глубокая связь с драматургией и режиссурой. Гос. пр. СССР (1946 – дважды; 1948, 1949 – посмертно).