ПЕТРО́В-ВО́ДКИН КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРО́В-ВО́ДКИН Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск – 15.2.1939, Ленинград], рос. живописец, график, сценограф, теоретик иск-ва, писатель, засл. деят. искусств РСФСР (1930). Родился в семье сапожника С. Ф. Водкина; фамилию матери (Петрова) прибавил к отцовской. Первоначальные сведения о живописи получил от иконописцев; учился в Самаре в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова (1893–95). В 1895 поступил в Центр. уч-ще технич. рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге, в 1897–1905 учился в МУЖВЗ у К. Н. Горского, Н. А. Касаткина, В. А. Серова. В 1901 занимался в школе А. Ажбе в Мюнхене, в 1906–08 – в академии Ф. Коларосси и др. частных студиях Парижа (в Париже познакомился с М. Метерлинком и Н. С. Гумилёвым). Чл. объединения «Мир искусства» (с 1910). Посетил Лондон (1904), в 1905 путешествовал по Италии, где познакомился с Ф. Т. Маринетти, в 1907 – по Сев. Африке, в 1924–25 командирован во Францию с целью изучения худож. образования; во время поездок исполнял циклы живописных и графич. работ. Испытал влияние Серова, В. Э. Борисова-Мусатова, европ. символизма и модерна (П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Ф. Ходлер), а также мастеров Проторенессанса и итал. Возрождения. Значит. воздействие на творчество П.-В. оказала живопись новгородской школы и Дионисия; выступал с лекциями об иконописи.
Первые крупные заказные работы П.-В. посвящены религ. иск-ву и близки стилистике модерна и неорусского стиля: майоликовое панно «Богоматерь с Младенцем» для апсиды церкви при клинике Р. Р. Вредена в С.-Петербурге (выполнено в Лондоне в 1904), росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910–11, совм. с А. П. Блазновым), Морском Никольском соборе в Кронштадте (1913), росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы (1915). Тесной связью с модерном и нем. неоидеализмом (прежде всего Х. фон Маре) отмечены ранние станковые произведения П.-В. («Берег», 1908; «Сон», 1910; оба – ГРМ). В картинах «Играющие мальчики» (1911, ГРМ) и «Купание красного коня» (1912, ГТГ) художник обретает оригинальный пластич. язык, творчески преломляющий традиции др.-рус. иск-ва и сочетающий декоративное звучание локального цвета с лаконичным рисунком и ясной ритмич. организацией композиции. Богородичный образ служит основой двух вариантов композиции «Мать» (1913, ГТГ; 1915, ГРМ) и полотна «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914–1915, ГРМ). Идея духовной чистоты символически воплощается в картинах на тему «купания» – «Девушки на Волге» (1915, ГТГ) и «Утро» (1917, ГРМ), тема жертвенной гибели – в полотне «На линии огня» (1916, ГРМ), навеянном событиями 1-й мировой войны. Смерть отца художника послужила поводом для создания картины «Полдень» (1917, ГРМ), в центре которой – похоронное шествие, однако в этом «планетарном» пейзаже закономерный круговорот жизни и смерти не нарушает гармонии целого.
Революц. события 1917 П.-В. пытается осмыслить как в категориях нар. стихии («Степан Разин» и др. панно для оформления Петрограда к 1-й годовщине Октября), так и сквозь призму христианской историософии (серия рисунков евангельского цикла на рубеже 1910–20-х гг.). Один из организаторов Вольной филос. ассоциации (Вольфила; 1919), где выступал с докладами и участвовал в дискуссиях на заседаниях наряду с А. А. Блоком, А. Белым и др.; чл.-учредитель об-ва «Четыре искусства» (с 1924). С кон. 1910-х гг. П.-В. развивает свою худож. систему в жанре натюрморта, где решает проблему пространственной и колористич. организации изображения («Селёдка», 1918; «Скрипка», 1918; оба – ГРМ). На фоне бурных историч. преобразований того времени мастер последовательно обращается к традиции. Так, древний уклад Востока, его ср.-век. архитектура заинтересовали П.-В., посетившего в 1921 Ср. Азию и создавшего сияющую солнечными охристо-бирюзовыми красками «Самаркандскую серию».
Портреты П.-В. нередко уподобляются иконописным ликам [Автопортрет (1918, ГТГ), портрет А. А. Ахматовой (1922, ГРМ; см. илл. к статье о ней)]. Соотнося историч. события с вечными ценностями, П.-В. в произведениях на совр. тему включает иконописные мотивы («Петроградская мадонна. 1918», 1920, ГТГ). Восходящий к христианской иконографии образ матери, пытающейся защитить ребёнка, – лейтмотив всего творчества художника («Спящий ребёнок», 1924, Музей изобразит. искусств, Ашхабад; «Тревога. 1919 год», 1934, ГРМ). Тема мученической смерти продолжается в полотнах, посвящённых Гражд. войне («Смерть комиссара», 1927–28, ГРМ, и др.). Однако облик представителей «революционного класса» порой лишён идеализации («Рабочие», 1926, ГРМ; «Новоселье. Рабочий Петроград», 1937, ГТГ).
П.-В. оставил значит. лит. наследие. Дебютировал в печати рассказом «Золотой день» (1905). В 1906 в С.-Петербурге, затем в др. городах шла пьеса П.-В. «Жертвенные (Художники)». Среди его драматургич. произведений нач. 1900-х гг. – отразившие влияние М. Метерлинка и Л. Н. Андреева пьесы в символистском духе: «Башня Вавилона», «Сказка жизни (на Земле)», «Легенда пустыни. Три утра», «Сны жемчужины» и др. К своим сочинениям П.-В. выполнял серии графич. листов – автобиографич. повесть «Самаркандия» (1923), «Хлыновск» (1930), «Пространство Эвклида» (1932). Обращался также к сценографии: оформление спектаклей «Орлеанская дева» Ф. Шиллера (1913, театр К. А. Незлобина, Москва), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1935, Академич. театр драмы, Ленинград) и др.
П.-В. не оставил систематич. изложения своих взглядов на иск-во, но имеющиеся тексты позволяют реконструировать его теорию. Для художника были важны «планетарный» взгляд на мир, соотнесение изображаемого мотива с представлением о целостном мироздании. Он выработал особую пространственную организацию изображения – т. н. сферическую перспективу, а также свою колористич. систему, построенную на отношениях основного и дополнит. цветов, названную им «трёхцветкой». Идеи П.-В. близки теоретич. разработкам П. А. Флоренского и В. А. Фаворского.
Преподавал в худож. школе Е. Н. Званцевой (1910–17), СХУМ – Вхутеине в Петрограде (Ленинграде) (проф. в 1918–1932). Среди учеников – Н. И. Дормидонтов, Н. А. Ионин, А. И. Порет, А. Н. Самохвалов, Л. Т. Чупятов. В 1995 на родине художника открыт его Дом-музей.