НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА, одна из наиболее значит. школ др.-рус. иск-ва в 12–15 вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях. Свойственные Н. ш. особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе её становления – в новгородской архитектуре и живописи сер. 11 – сер. 12 вв. Во 2-й пол. 12 в. на смену монументальным соборам предшествующей эпохи (Софийский собор и Юрьев монастырь в Вел. Новгороде) приходят сравнительно небольшие 1-главые 4-столпные церкви (Св. Георгия в Старой Ладоге предположительно 1165–66; Святых Петра и Павла на Синичьей горе в Вел. Новгороде, 1185–92; Спаса на Нередице церковь). Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях ц. Св. Георгия в Старой Ладоге, ок. 1170; в Благовещения в Аркажах церкви, 1189; в ц. Спаса на Нередице, 1199). Связью с нар. творчеством, обобщённым рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон 13 – нач. 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», ГРМ). В 13–14 вв. от новгородской отделяется псковская школа архитектуры и живописи.
В поисках выразительности и тектонич. ясности архит. форм с 13 в. зодчие Н. ш. переходят к 3-лопастным завершениям фасадов (ц. Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовом поле церковь), широко используют разнообразные декоративные элементы, в т. ч. романского и готич. стилей (Фёдора Стратилата на Ручью церковь, Спаса на Ильине улице церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, худ. Феофан Грек), Фёдора Стратилата на Ручью (1370–80-е гг.), Успения на Волотовом поле (ок. 1390) выделяются одухотворённой патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приёмы, статичные композиции свойственны росписям т. н. классицизирующего направления (церкви Спаса на Ковалёве, 1380, Рождества Христова на Красном поле, 1380–90-е гг.). В иконах кон. 14–15 вв., замечательных своей артистич. выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились нар. представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» – обе в ГТГ). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра (в 13–14 вв. ярко развивался тератологич. орнамент), скульптура и прикладное иск-во (каменные и дерев. кресты 14–15 вв.; в т. ч. Людогощенский крест, 1359, ГИМ), ярко выразившие своеобразие новгородской худож. культуры. В 1430-е гг. в архитектуре проявляются готич. влияния («Грановитая палата» во дворе архиепископа Евфимия II, 1433 или 1440). После включения Новгорода в состав Рус. гос-ва (1478) его иск-во развивалось под влиянием моск. направления др.-рус. культуры, хотя до разгрома Новгорода в 1570 сохранялись тенденции Н. ш. (собор быв. Николо-Медведского мон. в Новой Ладоге, кон. 15 – нач. 16 вв.).