Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: П. С. Павлинов
Новгородская школа. Церковь Власия на Волосове улице в Великом Новгороде. 1407. Фото П. С. Павлинова

НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из наи­бо­лее зна­чит. школ др.-рус. иск-ва в 12–15 вв., сло­жив­шая­ся в Нов­го­ро­де и его вла­де­ни­ях. Свой­ст­вен­ные Н. ш. осо­бая пол­но­кров­ность, кон­крет­ность, энер­гич­ный ла­ко­низм сти­ля от­час­ти про­яви­лись уже на ран­нем эта­пе её ста­нов­ле­ния – в нов­го­род­ской ар­хи­тек­ту­ре и жи­во­пи­си сер. 11 – сер. 12 вв. Во 2-й пол. 12 в. на сме­ну мо­ну­мен­таль­ным со­бо­рам пред­ше­ст­вую­щей эпо­хи (Со­фий­ский со­бор и Юрь­ев мо­на­стырь в Вел. Нов­го­ро­де) при­хо­дят срав­ни­тель­но не­боль­шие 1-гла­вые 4-столп­ные церк­ви (Св. Ге­ор­гия в Ста­рой Ла­до­ге пред­по­ло­жи­тель­но 1165–66; Свя­тых Пет­ра и Пав­ла на Си­ничь­ей го­ре в Вел. Нов­го­ро­де, 1185–92; Спа­са на Не­ре­ди­це цер­ковь). Од­но­вре­мен­но и в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си фор­ми­ру­ет­ся са­мо­быт­ный нов­го­род­ский стиль с его энер­гич­ной ма­не­рой пись­ма, экс­прес­сив­ной трак­тов­кой об­ра­зов (в рос­пи­сях ц. Св. Ге­ор­гия в Ста­рой Ла­до­ге, ок. 1170; в Бла­го­ве­ще­ния в Ар­ка­жах церк­ви, 1189; в ц. Спа­са на Не­ре­ди­це, 1199). Свя­зью с нар. твор­че­ст­вом, обоб­щён­ным ри­сун­ком, яр­ким ко­ло­ри­том от­ли­ча­ет­ся ряд икон 13 – нач. 14 вв. («Еван, Ге­ор­гий и Вла­сий», ГРМ). В 13–14 вв. от нов­го­род­ской от­де­ля­ет­ся псков­ская шко­ла ар­хи­тек­ту­ры и жи­во­пи­си.

Новгородская школа. Средник иконы «Святой Георгий в житии». Нач. 14 в. Русский музей (С.-Петербург).

В по­ис­ках вы­ра­зи­тель­но­сти и тек­то­нич. яс­но­сти ар­хит. форм с 13 в. зод­чие Н. ш. пе­ре­хо­дят к 3-ло­па­ст­ным за­вер­ше­ни­ям фа­са­дов (ц. Ни­ко­лы на Лип­не, 1292, Ус­пе­ния на Во­ло­то­вом по­ле цер­ковь), ши­ро­ко ис­поль­зу­ют раз­но­об­раз­ные де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты, в т. ч. ро­ман­ско­го и го­тич. сти­лей (Фё­до­ра Стра­ти­ла­та на Ру­чью цер­ковь, Спа­са на Иль­и­не ули­це цер­ковь). Фре­ски церк­вей Спа­са на Иль­и­не ули­це (1378, худ. Фео­фан Грек), Фё­до­ра Стра­ти­ла­та на Ру­чью (1370–80-е гг.), Ус­пе­ния на Во­ло­то­вом по­ле (ок. 1390) вы­де­ля­ют­ся оду­хо­тво­рён­ной па­те­ти­кой об­ра­зов, стре­ми­тель­но­стью дви­же­ния, тех­ни­ка пись­ма от­лича­ет­ся сво­бо­дой и сме­ло­стью. Ли­ней­но-гра­фи­че­ские, близ­кие к ико­но­пи­си приё­мы, ста­тич­ные ком­по­зи­ции свой­ст­вен­ны рос­пи­сям т. н. клас­си­ци­зи­рую­ще­го на­прав­ле­ния (церк­ви Спа­са на Ко­ва­лё­ве, 1380, Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва на Крас­ном по­ле, 1380–90-е гг.). В ико­нах кон. 14–15 вв., за­ме­ча­тель­ных сво­ей ар­ти­стич. вы­ра­зи­тель­но­стью, ла­ко­нич­но­стью си­лу­этов, изы­скан­ным ко­ло­ри­том, от­ра­зи­лись нар. пред­став­ле­ния и ве­ро­ва­ния, со­бы­тия ис­то­рии го­ро­да («Флор и Лавр», «Бит­ва нов­го­род­цев с суз­даль­ца­ми» – обе в ГТГ). Вы­со­ким уров­нем мас­тер­ст­ва от­ли­ча­лись ми­ниа­тю­ра (в 13–14 вв. яр­ко раз­ви­вал­ся те­ра­то­ло­гич. ор­на­мент), скульп­ту­ра и при­клад­ное иск-во (ка­мен­ные и де­рев. кре­сты 14–15 вв.; в т. ч. Лю­до­го­щен­ский крест, 1359, ГИМ), яр­ко вы­ра­зив­шие свое­об­ра­зие нов­го­род­ской ху­дож. куль­ту­ры. В 1430-е гг. в ар­хи­тек­ту­ре про­яв­ля­ют­ся го­тич. влия­ния («Гра­но­ви­тая па­ла­та» во дво­ре ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия II, 1433 или 1440). По­сле вклю­че­ния Нов­го­ро­да в со­став Рус. гос-ва (1478) его иск-во раз­ви­ва­лось под влия­ни­ем моск. на­прав­ле­ния др.-рус. куль­ту­ры, хо­тя до раз­гро­ма Нов­го­ро­да в 1570 со­хра­ня­лись тен­ден­ции Н. ш. (со­бор быв. Ни­ко­ло-Мед­вед­ско­го мон. в Но­вой Ла­до­ге, кон. 15 – нач. 16 вв.).

Лит.: Шляп­кин И. Древ­ние рус­ские кре­сты. СПб., 1906. Вып. 1: Кре­сты нов­го­род­ские до XV в. не­под­виж­ные и не цер­ков­ной служ­бы; Ла­за­рев В. Н. Ис­кус­ст­во Нов­го­ро­да. М.; Л., 1947; он же. Нов­го­род­ская ико­но­пись. 3-е изд. М., 1981; Бо­ча­ров Г. Н. При­клад­ное ис­кус­ст­во Нов­го­ро­да Ве­ли­ко­го. М., 1969; Смир­но­ва Э. С. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, се­ре­ди­на XIII – на­ча­ло XV в. М., 1976; она же. Ли­це­вые ру­ко­пи­си Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. XV в. М., 1994; По­по­ва О. С. Ис­кус­ст­во Нов­го­ро­да и Мо­ск­вы пер­вой по­ло­ви­ны XIV в.: его свя­зи с Ви­зан­ти­ей. М., 1980; Смир­но­ва Э. С., Лау­ри­на В. К., Гор­ди­ен­ко Э. А. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. XV в. М., 1982; Пес­ко­ва А. А., Рап­по­порт П. А., Штен­дер Г. М. К во­про­су о сло­же­нии нов­го­род­ской ар­хи­тек­тур­ной шко­лы // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1982. № 3; Лиф­шиц Л. И. Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись Нов­го­ро­да XIV–XV вв. М., 1987; Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да: ху­до­же­ст­вен­ный ме­талл XI–XV в. / Под ред. И. А. Стер­ли­го­ва. М., 1996.

Вернуться к началу