ГАЛЛИА́РИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛЛИА́РИ (Galliari), семья итал. сценографов и живописцев-декораторов 18 – нач. 19 вв. Глава семьи – живописец Джованни Г. (Старший) (ок. 1680–1720) из Андорно (Пьемонт); работал в Милане и Кремоне. Его сыновья – Бернардино, Фабрицио и Джованни Антонио. Театральные работы семьи Г. (преим. оформление опер-сериа, а также опер-буффа) завоевали европ. известность; в них обнаруживается переход от позднего барокко к рококо.
Бернардино (3.11.1707, Андорно – 31.3.1794, там же), учился в Милане в 1720-х гг. (вместе с братом Фабрицио). Испытал влияние Дж. Б. Тьеполо и Дж. Б. Крозато. Братья часто работали вместе, однако Фабрицио предпочитал архит. мотивы, а Бернардино – изображение фигур. В 1735 бр. Г. исполнили иллюзионистич. росписи в замке герцога Висконти в Бриньяно-Джера-д’Адда. Воздействие франц. рококо заметно в росписях Бернардино Виллы Беттони в Больяко (на оз. Гарда), замка делла-Кроче в Асти (1760-е гг.), плафоне Виллы Кривелли в Кастеллаццо-ди-Боллате, близ Милана. В 1772 Бернардино был приглашён королём Фридрихом II в Берлин, где декорировал ц. Св. Хедвиги и оформлял спектакли придворного театра; написал портрет Фридриха II Великого (частная коллекция, Андорно). В поздних совместных работах бр. Г. (декор замка Ле-Марш близ Шамбери, в Савойе) заметен переход к классицистич. стилю (под влиянием иск-ва Ф. Ювары). Братья работали также в театрах Милана (с 1742; оформленной ими постановкой оперы «Узнанная Европа» А. Сальери открылся театр «Ла Скала» в 1778), Турина, Рима, Парижа и Вены («Альцеста» К. В. Глюка, 1767, и др.). В отличие от театральных работ семьи Галли-Биббиена, сценография бр. Г. более сдержанна по форме и часто использует пейзажные мотивы (изображения неба, деревьев, мор. берега и т. п.). Бернардино писал также религ. картины («Поклонение волхвов», галерея Брера, Милан). Среди учеников бр. Г. – П. ди Г. Гонзаго.
Фабрицио (28.9.1709, Андорно – июнь 1790, Тревильо), в годы учёбы в Милане испытал влияние сценографа П. Ригини. Работал в театрах Милана, Турина, Лоди, Пармы, Парижа, Инсбрука, Вены. В пейзажных мотивах его декораций, с их хрупким изяществом форм, обилием света и воздуха, ощутимо влияние франц. рококо; в поздних работах мастер отдал дань классицизму (фронтальность композиций, симметрия, равновесие форм). Исполнил роспись купола собора в Бергамо. Его сыновья – Джузеппе (Джузеппино) (1742 или 1748–1817), живописец и сценограф (работал в Турине, Женеве, Марселе; также автор пейзажных акварелей) и Джованни (Младший) (1746–1818), работавший в Турине и Берлине.
Джованни Антонио (26.3.1714, Андорно – 1783, Милан), живописец, изображавший преим. цветы; работал в Милане. Его сыновья – живописец Фабрицио (Младший) и сценограф (также пейзажист) Гаспаро (1761–1823), работавший в театрах Верчелли, Казале, Венеции, Генуи, Вены и Милана.