Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАССА́НДР

Авторы: В. А. Кулаков
Кассандр. Афиша «Пате-Пате-Маркони EMI». 1932.

КАССА́НДР (Cassandre) (псевд. с 1922; наст. имя и фам. Адольф Жан Эду­ар Ма­ри Му­рон, Mou­ron) (24.1.1901, Харь­ков – 17.6.1968, Па­риж), франц. гра­фик, жи­во­пи­сец, сце­но­граф. Пе­ре­ехал с семь­ёй в Па­риж в 1915. Учил­ся в Па­ри­же – в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (1918), в сту­ди­ях Р. Ме­на­ра и Л. Си­мо­на, в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на (до 1921). К. – один из круп­ней­ших мас­те­ров ев­роп. пла­ка­та 20 в., ис­пол­нял тор­го­вую рек­ла­му, фир­мен­ные мар­ки, ло­го­ти­пы и афи­ши тор­го­вых до­мов, пред­при­ятий и транс­порт­ных ком­па­ний. «Гео­мет­ри­че­ская и мо­ну­мен­таль­ная» (по оп­ре­де­ле­нию ав­то­ра) сти­ли­сти­ка про­из­ве­де­ний К., ак­тив­но воз­дей­ст­вую­щих на зри­те­ля, сло­жи­лась под влия­ни­ем ху­дож. идей нем. Бау­хау­за и рус. кон­ст­рук­тивиз­ма, так­же франц. ку­биз­ма (ис­поль­зо­ва­ние тех­ни­ки кол­ла­жа) и итал. фу­ту­риз­ма, с 1930-х гг. – сюр­реа­лиз­ма и иск-ва Дж. Де Ки­ри­ко. В сво­их ра­бо­тах К. ис­поль­зо­вал мн. но­вации совр. ему фо­то­гра­фии и ки­но­ис­кус­ст­ва; текст (скон­ст­руи­ро­ван­ные им шриф­ты) он рас­смат­ри­вал как су­ще­ст­вен­ный эле­мент гра­фич. ком­по­зи­ции. Ра­бо­ты К. сти­ли­сти­че­ски близ­ки ар де­ко (см. ил­лю­ст­ра­ции к этой ста­тье) и от­час­ти пред­вос­хи­ща­ют иск-во оп-ар­та. В 1930 был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров па­риж­ско­го объ­е­ди­не­ния «Гра­фи­че­ский аль­янс» («Al­liance Gra­phique»). В 1936–1938 ра­бо­тал в Нью-Йор­ке, где ор­га­ни­зо­вал пер­вую вы­став­ку пла­ка­та в Му­зее совр. иск-ва (1936); со­труд­ни­чал с ж. «Harper’s Bazaar». В 1936 из­дан аль­бом его афиш «Зре­ли­ще на ули­це» («Le Spectacle est dans la rue»; пре­ди­сло­вие Б. Сан­д­ра­ра).

В те­ат­ре ра­бо­тал с 1933/34 («Ам­фит­ри­он 38» Ж. Жи­ро­ду, те­атр «Ате­ней», Па­риж); сре­ди оформ­лен­ных им спек­так­лей (в труп­пе «Рус­ские ба­ле­ты Мон­те-Кар­ло», Па­риж­ской опе­ре, те­ат­ре «Ко­ме­ди Фран­сез» и др.) – ба­ле­ты «Ры­царь и де­вуш­ка» Ф. Го­бе­ра (1941), «Ви­де­ния» А. Со­ге (1947), «До­ро­га све­та» Ж. Ори­ка (1957); со­труд­ни­чал с хо­рео­гра­фа­ми Дж. Ба­лан­чи­ным, С. Ли­фа­рём. С 1938 за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью, ис­пол­няя пре­им. реа­ли­стич. порт­ре­ты (П. Ре­вер­ди, 1943, и др.) и пей­за­жи. На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1962). По­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом.

Лит.: Vox M. A. M. Cassandre: peintre d’af­fiches. P., 1948; A. M. Cassandre: un précur­seur de l’art présent. [Cat.]. Gen., 1966; Brown R. K., Reinhold S. The poster art of A. M. Cas­sandre. N. Y., 1979; Mouron H. Cassandre. Gen., 1985; Weill A. Cassandre. P., 1995.

Вернуться к началу