Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИ́НГЕЛЬШТЕДТ ФРАНЦ ФЕРДИНАНД ФОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 20

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ДИ́НГЕЛЬШТЕДТ (Dingelstedt) Франц Фер­ди­нанд фон (30.6.1814, Хальс­дорф, близ Кас­се­ля – 15.5.1881, Ве­на), нем. пи­са­тель, пуб­ли­цист, те­ат­раль­ный дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье круп­но­го чи­нов­ни­ка. Изу­чал тео­ло­гию и фи­ло­ло­гию в Мар­бург­ском ун-те, ра­бо­тал учи­те­лем под Ган­но­ве­ром и в Кас­се­ле, сбли­зил­ся с пи­са­те­ля­ми «Мо­ло­дой Гер­ма­нии». С 1846 в при­двор­ном те­ат­ре в Штут­гар­те. С 1851 ру­ко­во­дил при­двор­ным те­ат­ром в Мюн­хе­не, где по­ста­вил спек­так­ли: «Кла­ви­го» И. В. Гё­те, «Ма­рия Стю­арт» и «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра, «Эми­лия Га­лот­ти» Г. Э. Лес­син­га, и др. В 1857 воз­гла­вил при­двор­ный Вей­мар­ский те­атр, где осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ки пьес У. Шек­спи­ра: «Ген­рих II», «Ри­чард III», «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра», «Сон в лет­нюю ночь» и др. С 1867 ди­рек­тор Опер­но­го те­ат­ра, с 1870 до кон­ца жиз­ни – «Бур­гтеа­тр» в Ве­не. Дея­тель­ность Д. име­ла важ­ное зна­че­ние для нем. и австр. те­ат­ра 19 в.; он стре­мил­ся ста­вить луч­шие про­из­ве­де­ния нац. дра­ма­тур­гии, бо­рол­ся с ру­ти­ной в сце­нич. иск-ве, до­би­вал­ся един­ст­ва по­ста­но­воч­но­го за­мыс­ла, ко­то­ро­му под­чи­нял де­ко­ра­тив­ные и муз. эф­фек­ты, пред­вос­хи­тив но­ва­ции Мей­нин­ген­ско­го те­ат­ра.

Ав­тор са­ти­рич. ро­ма­на «Но­вые ар­го­нав­ты» («Die neuen Argonauten», 1839), в ко­то­ром под­верг кри­ти­ке нем. кня­зей и про­вин­ци­аль­ные нра­вы. Наи­бо­лее из­вест­на по­эма Д. «Пес­ни кос­мо­по­ли­ти­че­ско­го ноч­но­го сто­ро­жа» («Lieder eines kosmopolitischen Nachtwächters», 1841), на­прав­лен­ная про­тив нем. бюр­гер­ст­ва, не­спра­вед­ли­во­сти со­ци­аль­ных по­ряд­ков. По­сте­пен­но из сто­рон­ни­ка по­ли­тич. ре­форм Д. пре­вра­тил­ся в апо­ло­ге­та мо­нар­хии: по­этич. сб-ки «Сти­хи» («Ge­dichte», 1845), «Ночь и ут­ро» («Nacht und Morgen», 1851). Пе­ре­во­дчик про­из­ве­де­ний У. Шек­спи­ра.

Соч.: Sämtliche Werke. B., 1877–1879. Bd 1–12.

Лит.: Rönneke R. Dingelstedt’s Wirksamkeit am Weimarer Hoftheater. Greifswald, 1912; Sperling H. F. Dingelstedt's Lyrik auf ihre Quellen und Vorbilder untersucht. Münster, 1928; Stiepka A. F. Dingelstedt als Director des Hof-Burgtheater. W., 1949.

Вернуться к началу