Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРЕ́ЛЕР ДЖОРДЖО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 306

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Степанова

СТРЕ́ЛЕР (Strehler) Джорд­жо (14.8.1921, Бар­ко­ла, под Трие­стом – 25.12.1997, Лу­га­но), итал. ре­жис­сёр. Сто­ял у ис­то­ков ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра Ита­лии. В 1940 окон­чил ми­лан­скую Ака­де­мию лю­би­те­лей дра­ма­тич. иск-ва. На­чи­нал как ак­тёр, ста­вил спек­так­ли в Ита­лии и Швей­ца­рии, вёл раз­дел те­ат­раль­ной кри­ти­ки в газ. «Avanti!». В 1947 стал од­ним из ос­но­ва­те­лей пер­во­го ста­цио­нар­но­го дра­ма­тич. те­ат­ра в Ита­лии – «Пик­ко­ло-те­ат­ро», ко­то­рый воз­глав­лял до кон­ца жиз­ни (с пе­ре­ры­вом, в 1968–72 ру­ко­во­дил мо­ло­дёж­ным кол­лек­ти­вом «Те­атр и дей­ст­вие»). Ре­фор­ма­тор итал. сце­ны, стре­мил­ся к де­мо­кра­ти­за­ции те­ат­раль­но­го дви­же­ния, раз­ви­вая идеи Б. Брех­та (сре­ди по­ста­но­вок по его про­из­ве­де­ни­ям: «Трёх­гро­шо­вая опе­ра», 1956; «До­б­рый че­ло­век из Се­зуа­на», 1957; «Жизнь Га­ли­лея», 1963) и Ж. Ви­ла­ра. Ве­ду­щее ме­сто в твор­че­ст­ве С. за­ни­мал ре­пер­ту­ар К. Голь­до­ни. В зо­ло­той фонд ми­ро­во­го те­ат­ра 2-й пол. 20 в. во­шёл спек­такль «Ар­ле­кин – слу­га двух гос­под» (неск. ре­дак­ций – 1947, 1952, 1956, 1973, 1977). Стре­мясь к син­те­зу ис­кусств, ре­жис­сёр вы­страи­вал слож­ней­шую сце­нич. пар­ти­ту­ру пьес У. Шек­спи­ра [«Ри­чард II», 1948; «Иг­ра вла­сти­те­лей» («Ген­рих IV» и «Ри­чард III»), 1973; «Ко­рио­лан», 1957; «Ко­роль Лир», 1972; «Бу­ря», 1978], А. П. Че­хо­ва («Виш­нё­вый сад», 1974) и др. Пло­до­твор­но ра­бо­тал в опер­ном те­ат­ре (в т. ч. в «Ла Ска­ла»), осо­бен­но над ин­тер­пре­та­ция­ми про­из­ве­де­ний В. А. Мо­цар­та: «Вол­шеб­ная флей­та» (Зальц­бург, 1974), «Свадь­ба Фи­га­ро» (Ми­лан, 1981), «По­хи­ще­ние из Се­ра­ля» (Па­риж, 1984), «Дон Жу­ан» (Ми­лан, 1987). В твор­че­ст­ве С. со­еди­ни­лись неск. ев­роп. те­ат­раль­ных тра­ди­ций: итал. ко­ме­дия дель ар­те, эпи­чес­кий те­атр Брех­та и рус. пси­хо­ло­гич. те­атр. Ра­бо­тая для са­мой ши­ро­кой зри­тель­ской ауди­то­рии, С. пред­став­лял на сце­не че­ло­ве­че­скую жизнь во всём её мно­го­об­ра­зии, бо­гат­ст­ве тем, от­тен­ков и по­лу­то­нов чувств. По­эт и ли­рик, он эс­те­ти­зи­ро­вал ре­аль­ность, с по­мо­щью яр­ких по­ста­но­воч­ных эф­фек­тов соз­да­вая изы­скан­ную ху­дож. ткань спек­так­ля.

Соч.: Те­атр для лю­дей. М., 1984; Shake­speare, Goldoni, Brecht. Mil., 1984.

Лит.: Бу­шуе­ва С. К. Пол­ве­ка италь­ян­ско­го те­ат­ра. Л., 1978; она же. Италь­ян­ский со­вре­мен­ный те­атр. Л., 1983; Hirst D. L. G. Streh­ler. Camb., 1993; G. Strehler alla Scala. Mil., 1998; Скор­ня­ко­ва М. Г. Д. Стре­лер и «Пик­ко­ло те­ат­ро ди Ми­ла­но». М., 2012.

Вернуться к началу