Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ПИ́ККОЛО-ТЕА́ТРО»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 195

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова

«ПИ́ККОЛО-ТЕА́ТРО» («Piccolo Teatro»), пер­вый в Ита­лии ста­цио­нар­ный дра­ма­тич. те­атр с по­сто­ян­ной труп­пой. Ос­но­ван в Ми­ла­не в 1947 Дж. Стре­ле­ром и П. Грас­си (ди­рек­тор те­ат­ра до 1972). От­крыл­ся 14.5.1947 по­ста­нов­кой «На дне» М. Горь­ко­го. Ми­ро­вую из­вест­ность «П.-т.» при­нёс спек­такль «Ар­ле­кин – слу­га двух гос­под» по пье­се К. Голь­до­ни (1947, с М. Мо­рет­ти в гл. ро­ли; 1963, с Ф. Со­ле­ри), осу­ще­ст­в­лённый в эс­те­ти­ке ко­ме­дии дель ар­те. Рас­цвет «П.-т.» свя­зан с дея­тель­но­стью Стре­ле­ра на по­сту ху­дож. ру­ко­во­ди­те­ля, про­воз­гла­сив­ше­го идею гу­ма­ни­стич. те­ат­ра (празд­нич­но­го, раз­вле­ка­тель­но­го и вме­сте с тем ост­ро­со­ци­аль­но­го). В эс­те­ти­ке «П.-т.» ор­га­нич­но пе­ре­пле­лись тра­ди­ции итал. нар. ко­ме­дии, пси­хо­ло­ги­че­ско­го и эпи­чес­ко­го те­ат­ра. Гл. вы­ра­зит. сред­ст­вом в спек­так­лях «П.-т.» ста­ло зву­ча­щее сло­во, а осн. прин­ци­пом – ин­тер­пре­та­ция клас­сич. дра­ма­тур­гии в ак­ту­аль­ном ис­то­рич. кон­тек­сте. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные по­ста­нов­ки: «Дач­ная три­ло­гия» (1954), «Кьод­жин­ские пе­репал­ки» (1964) и «Кам­пь­ел­ло» (1975) Голь­до­ни; «Ко­рио­лан» (1957), «Ко­роль Лир» (1972), «Бу­ря» (1978) У. Шек­спи­ра; «Пла­то­нов» (1959), «Виш­нё­вый сад» (1974) А. П. Че­хо­ва; «Сча­ст­ли­вые дни» С. Бек­ке­та (1982), «Мин­на фон Барн­хельм» Г. Лес­син­га (1983), «Фа­уст» И. В. Гё­те (ч. 1, 1989; ч. 2, 1991). «П.-т.» от­крыл для итал. зри­те­ля дра­ма­тур­гию Б. Брех­та: «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» (1956, 1973), «До­б­рый че­ло­век из Се­зуа­на» (1958, 1981, 1996), «Жизнь Га­ли­лея» (1963), «Свя­тая Ио­ан­на ско­то­бо­ен» (1971, с В. Кор­те­зе в гл. ро­ли) и др. В ре­пер­туа­ре те­ат­ра в раз­ные го­ды: пье­сы К. Гоц­ци, Моль­е­ра, П. Ма­ри­во, А. де Мюс­се, Г. Бюх­не­ра, Н. В. Го­го­ля, А. Н. Ост­ров­ско­го, Г. Иб­се­на, Ф. Гар­сии Лор­ки, Л. Пи­ран­дел­ло, Т. С. Элио­та, Ф. Дюр­рен­мат­та и др. С сер. 1950-х гг. с «П.-т.» со­труд­ни­чал сце­но­граф Л. Да­миа­ни. Спек­так­ли «П.-т.» от­ли­ча­ют­ся со­че­та­ни­ем гра­ж­дан­ст­вен­но­сти и ли­риз­ма; для них ха­рак­тер­ны ла­ко­нич­ная сце­но­гра­фия, вы­ра­зи­тель­ная све­то­вая па­лит­ра, сла­жен­ный ак­тёр­ский ан­самбль. В 1951 при «П.-т.» об­ра­зо­ва­на те­ат­раль­ная шко­ла – од­на из ве­ду­щих в Ита­лии. В 1986 от­кры­лась вто­рая – ка­мер­ная сце­на «Те­ат­ро Сту­дио», в 1998 тре­тья, по­лу­чив­шая имя ос­но­ва­те­ля те­ат­ра, – «Те­ат­ро Стре­лер». С 1991 «П.-т.» – чл. Сою­за те­ат­ров Ев­ро­пы. С 1999 худ. рук. Л. Рон­ко­ни.

Лит.: Стре­лер Дж. Те­атр для лю­дей. М., 1984; Il Piccolo teatro di Milano. Cinquant’anni di cultura e spettacolo. Mil., 1997; Скор­ня­ко­ва М. Г. Эво­лю­ция об­раза дзан­ни в италь­ян­ском те­ат­ре XX в. // За­пад­ное ис­кус­ст­во. XX век. СПб., 2001.

Вернуться к началу