ЗА́НАВЕС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗА́НАВЕС театральный, один из элементов оформления зрительного зала, а также часть сценографии спектакля. Закрывая сцену от зрителей, передний (основной) З. подвешивается в виде драпировки с внутр. стороны портальной арки. З. бывают поднимающимися, раздвигающимися и подбирающимися по диагонали к углам зеркала сцены. За порталом сцены обычно располагается противопожарный З. (железный или асбестовый).
В др.-рим. театре существовал З. (aulaeum), который убирался в спец. углубление, устроенное на краю сцены; об этом упоминают Вергилий (в «Георгиках») и Овидий (в «Метаморфозах»). В Италии в нач. 16 в. в придворном театре был впервые применён передний З. С появлением в 17 в. обществ. театральных зданий, оборудованных колосниками, З. стали делать подъёмными. Их расписывали крупные мастера (в т. ч. М. А. Врубель, Л. С. Бакст, А. Я. Головин), используя мифологич. или аллегорич. сюжеты, иногда – пейзажные мотивы. Некоторые З. украшались символикой театра («Чайка» в МХТ, сов. эмблематика в З. Большого театра в Москве, 1931, худ. Ф. Ф. Федоровский).
Как составная часть театрально-декорационного искусства З. нередко создавался для определённого спектакля, мог располагаться за основным (портальным) З. театра либо заменять его. Являясь частью общего худож. решения спектакля, З. был призван дополнять сценографию (напр., в балетах «Петрушка» И. Ф. Стравинского, худ. А. Н. Бенуа, 1911; «Парад» Э. Сати, худ. П. Пикассо, 1917; 10 занавесов для каждой картины «Маскарада» М. Ю. Лермонтова, худ. А. Я. Головин, 1917, и др.). В совр. театре в некоторых спектаклях, в связи с выносом действия на просцениум и даже в зрительный зал, З. может не использоваться.