Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИСУ́НОК

РИСУ́НОК, изо­бра­же­ние, на­чер­та­ние на к.-л. по­верх­но­сти. Ис­пол­ня­ет­ся с по­мощью гра­фич. средств (кон­тур­ной ли­нии, штри­ха, пят­на) су­хим или жид­ким кра­ся­щим ве­ще­ст­вом ли­бо про­ца­ра­пы­ва­ет­ся твёр­дым ин­ст­ру­мен­том на бо­лее мяг­ком ос­но­ва­нии (сы­рой гли­не, на­во­щён­ной до­щеч­ке, бе­ре­сте). Разл. со­че­та­ния средств ис­пол­не­ния по­зво­ля­ют соз­да­вать све­то­те­не­вые и то­наль­ные эф­фек­ты, осу­ще­ст­в­лять пла­стич. мо­де­ли­ров­ку. Р. – пер­вич­ное изо­бра­зит. сред­ст­во, с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся пер­во­быт­ное и дет­ское твор­че­ст­во, но в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го раз­ви­тия стал од­ной из важ­ней­ших и ши­ро­ко раз­ви­тых об­лас­тей пластиче­ских ис­кусств и ле­жит в ос­но­ве всех ви­дов ху­дож. изо­бра­же­ний на плос­ко­сти. Р. не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся на на­чаль­ной ста­дии ра­бо­ты над про­из­ве­де­ни­ем изо­бра­зит. иск-ва. Как са­мо­сто­ят. об­ласть твор­че­ст­ва, он яв­ля­ет­ся гл. ви­дом гра­фи­ки и ос­но­вой всех др. её ви­дов (гра­вю­ра, кси­ло­гра­фия, офорт, рез­цо­вая гра­вю­ра, ли­то­гра­фия и пр.). Мно­го­числ. раз­но­вид­но­сти Р. раз­ли­ча­ют­ся по тех­ни­ке, ме­то­дам ри­со­ва­ния, на­зна­че­нию, те­мам и жан­рам. Р. мо­жет быть стан­ко­вым про­из­ве­де­ни­ем или слу­жить вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом для соз­да­ния жи­во­пис­ных, гра­фич., скульп­тур­ных, ар­хит., де­ко­ра­тив­ных про­из­ве­де­ний (на­бро­сок, си­но­пия, эс­киз, этюд, кар­тон), но и в этом слу­чае мо­жет иметь вы­даю­щую­ся ху­дож. цен­ность. Древ­ней­шие су­хие кра­ся­щие ве­ще­ст­ва, ис­поль­зуе­мые для Р., – уголь и ох­ра (жёл­тая гли­на с окис­ла­ми же­ле­за). Со вре­мён ан­тич­но­сти из­вест­ны свин­цо­вые и се­реб­ря­ные шти­фы, ши­ро­ко ис­поль­зо­вав­шие­ся и позд­нее (до 16 в.). В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния вхо­дят в упот­реб­ле­ние слан­це­вый итал. ка­ран­даш («чёр­ный мел») и сан­ги­на («крас­ный мел»); с 16 в. для Р. при­ме­ня­ет­ся гра­фит, с кон. 18 в. – ка­ран­да­ши в де­рев. оп­ра­ве. Жид­кие кра­ся­щие ве­ще­ст­ва (тушь, бистр, се­пия, чер­ни­ла) на­но­сят­ся пе­ром (тро­ст­ни­ко­вым, птичь­им, ме­тал­ли­че­ским) или ки­стью. В ка­че­ст­ве ос­но­вы для Р. в Древ­нем ми­ре слу­жил па­пи­рус, в сред­ние ве­ка – пер­га­мен, а так­же бу­ма­га (в Ки­тае со 2 в., в Ев­ро­пе с 10 в.). Пер­га­мен и бу­ма­га не­ред­ко грун­то­ва­лись, ок­ра­ши­ва­лись в раз­ные цве­та. Ху­дож. ме­то­ды Р. раз­но­об­раз­ны – от бег­лых на­бро­сков до чёт­ких ли­не­ар­ных Р. ки­стью и пе­ром, час­то с эле­мен­та­ми све­то­те­ни и то­на (штри­хов­ка, рас­ту­шёв­ка, раз­мыв­ка), и чис­то то­но­вых Р. ки­стью, при­бли­жаю­щих­ся к жи­во­пи­си. Р. мо­гут быть мо­но­хром­ны­ми, под­цве­чен­ны­ми или мно­го­цвет­ны­ми: ак­ва­рель, гу­ашь, пас­тель, тушь мо­гут слу­жить для соз­да­ния как Р., так и соб­ст­вен­но жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний.

Р. на ска­лах, на кос­ти или кам­не (изо­бра­же­ния лю­дей, жи­вот­ных, сцен охо­ты) из­вест­ны со вре­мён пер­во­быт­но­го ис­кус­ст­ва. Чёт­кая гра­фич­ность от­ли­ча­ет др.-егип. рель­е­фы и ли­ней­ные Р. на па­пи­ру­сах; пла­стич­но­стью, изя­ще­ст­вом кон­ту­ра от­ме­че­на др.-греч. ва­зо­пись, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит Р. С 4 в. до н. э. раз­ви­ва­ет­ся тон­кий, кал­ли­гра­фич. Р. Даль­не­го Вос­то­ка (см. Каллиграфия). От ср.-век. ев­роп. иск-ва дош­ли отд. образцы Р.; зна­чи­тель­на роль Р. в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (мо­заи­ка, вит­раж, фре­ска), ико­но­пи­си, ми­ниа­тю­ре книж­ной. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния за­кла­ды­ва­ют­ся тео­ре­тич. и прак­тич. ос­но­вы ме­то­ди­ки Р.; ста­но­вит­ся сис­те­мой ри­со­ва­ние с на­ту­ры. Ми­ке­ланд­же­ло на­зы­вал Р. «выс­шей точ­кой и жи­во­пи­си, и скульп­ту­ры, и ар­хи­тек­ту­ры». Р. вби­ра­ет в се­бя дос­ти­же­ния нау­ки (за­ко­ны све­то­те­ни, пер­спек­ти­вы). Воз­ни­ка­ет стан­ко­вый Р. с его жан­ра­ми (порт­рет, пей­заж, фи­гур­ная ком­по­зи­ция и т. д.). С кон. 16 в. скла­ды­ва­ет­ся ака­де­ми­че­ская сис­те­ма обу­че­ния Р. как пер­во­ос­но­ва ху­дож. об­ра­зо­ва­ния (ко­пи­ро­ва­ние Р. при­знан­ных мас­те­ров, ри­со­ва­ние с гип­со­вых слеп­ков, за­тем с жи­вой на­ту­ры, так­же по па­мя­ти и во­об­ра­же­нию).

Лит.: Grassi L. Storia del disegno... Roma, 1947; Со­ловь­ев А. М., Смир­нов Г. Б., Алек­сее­ва Е. С. Учеб­ный ри­су­нок. М., 1953; Hutter H. Die Handzeich­nung. Entwicklung, Technik, Ma­terial. W.; Münch., 1966; Фле­кель М. И. Ве­ли­кие мас­те­ра ри­сун­ка… М., 1974; Ke­nin R. The art of drawing… [N. Y., 1974]; Koscha­tzky W. Die Kunst der Zeichnung. Salzburg, 1977; Bégu­in A. Dictionnaire technique et critique du dessin. Brux., 1978; Mendelowitz D. Drawing. Standford, 1980; Chaet B. The art of drawings. 3rd ed. N. Y., 1983; Pignatti T. Die Geschichte der Zeichnung: Von den Ursprün­gen bis heute. Stuttg., 2005.

Вернуться к началу