РИСУ́НОК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИСУ́НОК, изображение, начертание на к.-л. поверхности. Исполняется с помощью графич. средств (контурной линии, штриха, пятна) сухим или жидким красящим веществом либо процарапывается твёрдым инструментом на более мягком основании (сырой глине, навощённой дощечке, бересте). Разл. сочетания средств исполнения позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластич. моделировку. Р. – первичное изобразит. средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития стал одной из важнейших и широко развитых областей пластических искусств и лежит в основе всех видов худож. изображений на плоскости. Р. нередко используется на начальной стадии работы над произведением изобразит. иск-ва. Как самостоят. область творчества, он является гл. видом графики и основой всех др. её видов (гравюра, ксилография, офорт, резцовая гравюра, литография и пр.). Многочисл. разновидности Р. различаются по технике, методам рисования, назначению, темам и жанрам. Р. может быть станковым произведением или служить вспомогательным средством для создания живописных, графич., скульптурных, архит., декоративных произведений (набросок, синопия, эскиз, этюд, картон), но и в этом случае может иметь выдающуюся худож. ценность. Древнейшие сухие красящие вещества, используемые для Р., – уголь и охра (жёлтая глина с окислами железа). Со времён античности известны свинцовые и серебряные штифы, широко использовавшиеся и позднее (до 16 в.). В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый итал. карандаш («чёрный мел») и сангина («красный мел»); с 16 в. для Р. применяется графит, с кон. 18 в. – карандаши в дерев. оправе. Жидкие красящие вещества (тушь, бистр, сепия, чернила) наносятся пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью. В качестве основы для Р. в Древнем мире служил папирус, в средние века – пергамен, а также бумага (в Китае со 2 в., в Европе с 10 в.). Пергамен и бумага нередко грунтовались, окрашивались в разные цвета. Худож. методы Р. разнообразны – от беглых набросков до чётких линеарных Р. кистью и пером, часто с элементами светотени и тона (штриховка, растушёвка, размывка), и чисто тоновых Р. кистью, приближающихся к живописи. Р. могут быть монохромными, подцвеченными или многоцветными: акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить для создания как Р., так и собственно живописных произведений.
Р. на скалах, на кости или камне (изображения людей, животных, сцен охоты) известны со времён первобытного искусства. Чёткая графичность отличает др.-егип. рельефы и линейные Р. на папирусах; пластичностью, изяществом контура отмечена др.-греч. вазопись, в основе которой лежит Р. С 4 в. до н. э. развивается тонкий, каллиграфич. Р. Дальнего Востока (см. Каллиграфия). От ср.-век. европ. иск-ва дошли отд. образцы Р.; значительна роль Р. в монументальной живописи (мозаика, витраж, фреска), иконописи, миниатюре книжной. В эпоху Возрождения закладываются теоретич. и практич. основы методики Р.; становится системой рисование с натуры. Микеланджело называл Р. «высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры». Р. вбирает в себя достижения науки (законы светотени, перспективы). Возникает станковый Р. с его жанрами (портрет, пейзаж, фигурная композиция и т. д.). С кон. 16 в. складывается академическая система обучения Р. как первооснова худож. образования (копирование Р. признанных мастеров, рисование с гипсовых слепков, затем с живой натуры, также по памяти и воображению).