КАРАНДА́Ш
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАНДА́Ш (от тюрк. «кара» – чёрный и «таш», или «даш», – камень, шифер), инструмент для письма, рисования и черчения в виде стержня из сухого красящего вещества, часто в деревянной или иной оправе. К. различаются по характеру красящего вещества (графитные, т. н. итальянские, цветные), по градациям твёрдости/мягкости, по назначению (канцелярские, рисовальные, чертёжные, копировальные и др.). Карандашные грифели (красящие стержни) могут быть наглухо оправлены в дерево, металл, пластмассу и др. материалы, а также помещены в пластмассовые или металлич. футляры (автоматич. К.). По способу подачи грифеля автоматич. К. разделяются на винтовые и цанговые. Особые разновидности К., преим. для худож. деятельности, изготавливаются без оправы в виде палочек (восковой, акварельный, литографский К.).
В 12–16 вв. применялись свинцовые и серебряные штифты, дающие линию тёмно-серого тона (прототипы собственно К.); с 14 в. изготовляли т. н. французский (более известный как «итальянский») К. из сланца, позволяющий наносить бархатистый чёрный штрих. Диапазон тональности штриха наиболее широк у графитных К., получивших распространение с 16 в. (впервые описаны К. Геснером в 1565). В кон. 18 в. австрийцем Й. Хардтмутом и французом Н. Ж. Конте был почти одновременно открыт способ изготовления грифеля из смеси графитного порошка с каолином (порошок графита и глины смешивается в воде; тестообразная масса, пропущенная через отверстия, образует стержни, которые подвергаются прокаливанию); ими же основаны мануфактуры по производству К. в дерев. оправе (существуя по сей день, эти фирмы изготовляют лучшие К. для худож. целей). Степень черноты и твёрдости грифеля зависит от качества и пропорции графита и глины, интенсивности прокаливания; для достижения мягкости в смесь добавляется воск или стеарин. Для цветных К. используется смесь глины или др. наполнителей и пигмента, с добавлением клеящих и смягчающих веществ.
Оправы изготавливаются из разл. сортов дерева, наиболее дорогие – из кедра и кипариса. Оправа состоит из двух склеенных дощечек с жёлобом; первоначально имела круглое сечение, с 19 в. применяются квадратное и шестигранное (наиболее распространённое) сечения, позднее прямоугольное (т. н. плоский К.) или треугольное, иногда с присоединением ластика на конце К. Предшественник оправы К. – известный со средних веков съёмный тростниковый или деревянный держатель грифеля (штифта) – получил ряд значит. усовершенствований со 2-й пол. 19 в., когда графитный стержень стал размещаться в металлич. футляре; созданный таким образом автоматич., или механич., К. получил в кон. 19–20 вв. множество модификаций, суть которых заключается в разл. способах подачи и замены грифеля. В худож. деятельности К. широко применяется в академическом (учебном) и творческом рисунке, также при работе акварелью.