Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАНДА́Ш

Авторы: А. М. Муратов

КАРАНДА́Ш (от тюрк. «ка­ра» – чёр­ный и «таш», или «даш», – ка­мень, ши­фер), ин­ст­ру­мент для пись­ма, ри­со­ва­ния и чер­че­ния в ви­де стерж­ня из су­хо­го кра­ся­ще­го ве­ще­ст­ва, час­то в де­ре­вян­ной или иной оп­ра­ве. К. раз­ли­ча­ют­ся по ха­рак­те­ру кра­ся­ще­го ве­ще­ст­ва (гра­фит­ные, т. н. италь­ян­ские, цвет­ные), по гра­да­ци­ям твёр­до­сти/мяг­ко­сти, по на­зна­че­нию (кан­це­ляр­ские, ри­со­валь­ные, чер­тёж­ные, ко­пи­ро­валь­ные и др.). Ка­ран­даш­ные гри­фе­ли (кра­ся­щие стерж­ни) мо­гут быть на­глу­хо оп­рав­ле­ны в де­ре­во, ме­талл, пласт­мас­су и др. ма­те­риа­лы, а так­же по­ме­щены в пла­ст­мас­со­вые или ме­тал­лич. фут­ля­ры (ав­то­ма­тич. К.). По спо­со­бу по­да­чи гри­фе­ля ав­то­ма­тич. К. раз­де­ля­ют­ся на вин­то­вые и цан­го­вые. Осо­бые раз­но­вид­но­сти К., пре­им. для ху­дож. дея­тель­но­сти, из­го­тав­ли­ва­ют­ся без оп­ра­вы в ви­де па­ло­чек (вос­ко­вой, ак­ва­рель­ный, ли­то­граф­ский К.).

Карандаш (серебряный). Х. Хольбейн Младший. Портрет леди Элиот. 1532–34. Королевское собрание (Виндзор).

В 12–16 вв. при­ме­ня­лись свин­цо­вые и се­реб­ря­ные штиф­ты, даю­щие ли­нию тём­но-се­ро­го то­на (про­то­ти­пы соб­ст­вен­но К.); с 14 в. из­го­тов­ля­ли т. н. фран­цуз­ский (бо­лее из­вест­ный как «италь­ян­ский») К. из слан­ца, по­зво­ляю­щий на­но­сить бар­ха­ти­стый чёр­ный штрих. Диа­па­зон то­наль­но­сти штри­ха наи­бо­лее ши­рок у гра­фит­ных К., по­лу­чив­ших рас­про­стра­не­ние с 16 в. (впер­вые опи­са­ны К. Гес­не­ром в 1565). В кон. 18 в. ав­ст­рий­цем Й. Хар­дт­му­том и фран­цу­зом Н. Ж. Кон­те был поч­ти од­но­вре­мен­но от­крыт спо­соб из­го­тов­ле­ния гри­фе­ля из сме­си гра­фит­но­го по­рош­ка с као­ли­ном (по­ро­шок гра­фи­та и гли­ны сме­ши­ва­ет­ся в во­де; тес­то­об­раз­ная мас­са, про­пу­щен­ная че­рез от­вер­стия, об­ра­зу­ет стерж­ни, ко­то­рые под­вер­га­ют­ся про­ка­ли­ва­нию); ими же ос­но­ва­ны ма­ну­фак­ту­ры по про­из­вод­ст­ву К. в де­рев. оп­ра­ве (су­ще­ст­вуя по сей день, эти фир­мы из­го­тов­ля­ют луч­шие К. для ху­дож. це­лей). Сте­пень чер­но­ты и твёр­до­сти гри­фе­ля за­ви­сит от ка­че­ст­ва и про­пор­ции гра­фи­та и гли­ны, ин­тен­сив­но­сти про­ка­ли­ва­ния; для дос­ти­же­ния мяг­ко­сти в смесь до­бав­ля­ет­ся воск или стеа­рин. Для цвет­ных К. ис­поль­зует­ся смесь гли­ны или др. на­пол­ни­те­лей и пиг­мен­та, с до­бав­ле­ни­ем клея­щих и смяг­чаю­щих ве­ществ.

Оп­ра­вы из­го­тав­ли­ва­ют­ся из разл. сор­тов де­ре­ва, наи­бо­лее до­ро­гие – из кед­ра и ки­па­ри­са. Оп­ра­ва со­сто­ит из двух скле­ен­ных до­ще­чек с жё­ло­бом; пер­во­на­чаль­но име­ла круг­лое се­че­ние, с 19 в. при­ме­ня­ют­ся квад­рат­ное и шес­ти­гран­ное (наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ное) се­че­ния, позд­нее пря­мо­уголь­ное (т. н. пло­ский К.) или тре­уголь­ное, ино­гда с при­сое­ди­не­ни­ем лас­ти­ка на кон­це К. Пред­ше­ст­вен­ник оп­равы К. – из­вест­ный со сред­них ве­ков съём­ный тро­ст­ни­ко­вый или де­ре­вян­ный дер­жа­тель гри­фе­ля (штиф­та) – по­лу­чил ряд зна­чит. усо­вер­шен­ст­во­ва­ний со 2-й пол. 19 в., ко­гда гра­фит­ный стер­жень стал раз­ме­щать­ся в ме­тал­лич. фут­ля­ре; соз­дан­ный та­ким об­ра­зом ав­то­ма­тич., или ме­ха­нич., К. по­лу­чил в кон. 19–20 вв. мно­же­ст­во мо­ди­фи­ка­ций, суть ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в разл. спо­со­бах по­да­чи и за­ме­ны гри­фе­ля. В ху­дож. дея­тель­но­сти К. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ака­де­ми­че­ском (учеб­ном) и твор­че­ском ри­сун­ке, так­же при ра­бо­те ак­ва­ре­лью.

Лит.: Пет­ров Ю. Про­из­вод­ст­во ка­ран­да­шей. П.; М., 1916; Бух­ман М. М. Про­из­вод­ст­во чер­но­гра­фит­ных стерж­ней. М.; Л., 1940; Ма­те­риа­лы и тех­ни­ки ри­сун­ка / Под ред. В. А. Ко­ро­ле­ва. 3-е изд. М., 1987.

Вернуться к началу