МОЗА́ИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОЗА́ИКА (франц. mosaїque, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. – посвящённое музам), вид монументальной живописи; изобразительные и орнаментальные мозаичные композиции, составленные из небольших единообразных элементов (т. н. тессеры) как природного (галька, раковины, природный камень), так и искусств. (смальта, эмали) происхождения, закреплённых на грунте. М. украшают полы, потолки, стены, колонны, реже – предметы декоративно-прикладного иск-ва; иногда М. использовалась для станковых произведений (мозаичные иконы и портреты).
Древнейшие памятники М. относятся к 3-му тыс. до н. э. Техники, близкие к М., можно обнаружить в иск-ве Древней Месопотамии (святилище в Уруке, ок. 3500 до н. э.; «Штандарт из Ура», ок. 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Широчайшее распространение М. получила в античном мире в качестве средства напольной декорации. Гл. техниками античной М. были т. н. opus barbaricum (М. из природной цветной гальки), opus tesselatum (из обработанных вручную каменных тессер), opus vermiculatum (мелкомодульная М., позволявшая набирать сложные иллюзионистич. изображения, уподоблявшиеся живописи), opus sectile (из тонких пластин натурального камня). В Древней Греции получили распространение напольные галечные М. в Олинфе (5 в. до н. э.) и Пелле (кон. 4 в. до н. э., Музей, Пелла). В иск-ве эллинизма начала складываться традиция использования напольных М. из обработанных вручную тессер (жилые дома на о. Делос). Обширные мозаичные ансамбли открыты в жилых домах (в Помпеях и Геркулануме), загородных виллах (Вилла дель-Касале близ г. Пьяцца-Армерина на Сицилии), фонтанах, банях и др. обществ. сооружениях в Древнем Риме и его провинциях. В них представлено огромное разнообразие сюжетов: натюрморты-обманки («Неподметённый пол» – имитация мусора, которую выкладывали на полах столовых), сцены охоты, спортивных игр, историч. композиции («Битва при Иссе», 2 в. до н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь), 3-мерные иллюзионистич. орнаменты.
В раннехристианском иск-ве сохраняется традиция позднеантичных напольных мозаик (в патриаршей базилике Аквилеи, 4 в.; см. илл. к этой статье). Однако в первые века христианства происходит существенное изменение техники М. Её гл. материалом становится смальта, которая в сочетании с тончайшими пластинами золота и серебра приобретала светоотражающие свойства (ещё более усиливающиеся благодаря прикреплению тессер к поверхности под разными углами), а местом её размещения – стены (впоследствии и своды) храмов. Раннехристианские мозаичные ансамбли создаются в Риме (мавзолей Костанции, ц. Санта-Пуденциана, ц. Санта-Мария-Маджоре), Равенне (Галлы Плацидии мавзолей).
Худож. возможности М. в наибольшей степени были раскрыты в иск-ве Византии, где максимально использовались её светоносность и способность посредством маленького модуля организовывать большие поверхности, в т. ч. неправильной формы. При имп. Юстиниане мозаичное убранство получает Святой Софии храм в Константинополе, церкви в Равенне (Сант-Аполлинаре-Нуово, нач. 6 в.; Сан-Витале, 546–547; Сант-Аполлинаре-ин-Классе, освящена в 549), в г. Фессалоники (ц. Св. Георгия, кон. 4 в.; ц. Св. Димитрия, 1-я пол. 7 в.), на Синае (церковь Синайского монастыря Св. Екатерины, 548–565). В Большом имп. дворце Константинополя создаются напольные М. с охотничьими и пасторальными сценами. В средневизантийский период сложилась особая система применения М. в убранстве крестово-купольного храма: отд. иконоподобные композиции в соответствии со строгой иерархией размещались на криволинейных (выпуклых или вогнутых) поверхностях на разных ярусах храмового пространства (ц. Успения Богоматери в Дафни, ок. 1100; кафоликон мон. Осиас-Лукас в Фокиде, 1030–40-е гг.; кафоликон мон. Неа-Мони на о. Хиос, 1042–55, и др.).
Визант. мозаичная система получила распространение также в странах, входящих в ареал культурного влияния Византии: в Древней Руси (в Киеве – в Софийском соборе, 1030–40-е гг., и Михайловском Златоверхом мон., 1108–13, ныне б. ч. в Софийском соборе), в Грузии (храм в селении Шорети, 1-я пол. 7 в., Нац. музей Грузии, Тбилиси; гл. храм Гелатского монастыря, 1125–30) и др.
Благодаря визант. мастерам М. стала использоваться и в мусульм. странах (Купол Скалы в Иерусалиме, 691–692; Омейядов мечеть в Дамаске, 707–711; мечеть в Кордове, 965). Традиция напольных М. продолжалась в ср.-век. Сирии и Палестине (сцены охоты в банях, 2-я четв. 8 в.). Визант. мастера в период иконоборчества привнесли иск-во М. в Зап. Европу (церковь в Жерминьи-де-Пре, ок. 806). Греч. мозаичистами было украшено аббатство Монтекассино (1071, не сохр.), созданы ансамбли Святого Марка собора в Венеции, ц. Санта-Мария-Ассунта на о. Торчелло; на Сицилии – Палатинской капеллы (1140–50-е гг.) и Мартораны в Палермо (ок. 1143), соборов в Чефалу (ок. 1148) и Монреале (1180–94). В отличие от Византии, в Европе преобладало сплошное декорирование стен и сводов храма; М. использовалась для создания нарративных композиций, а система декора крестово-купольного храма была адаптирована к базиликальному типу церковного здания. Подражание раннехристианским памятникам сыграло важную роль в возрождении мозаичных декораций в Риме в 12–14 вв. (ц. Сан-Клементе, 1128; Санта-Мария-ин-Трастевере, 1140–43 и др.). В кон. 11 – нач. 14 вв. в Риме развивается особая техника, получившая название косматских мозаик.
Начиная с эпохи Возрождения М. во многом утрачивает свою специфику, начинает подражать др. видам живописи и постепенно вытесняется ими. В кон. 16–17 вв. мозаичным центром продолжает оставаться Рим, где действует мастерская, в которой создаются М. для Святого Петра собора. В 16 в. во Флоренции на мануфактурах герцогов Медичи рождается т. н. флорентийская мозаика (восходящая к др.-рим. opus sectile), отличающаяся крупными шлифованными тессерами, вырезанными из полудрагоценных камней по контуру изобразит. элементов: ею декорировались предметы мебели (столешницы, кабинеты), интерьеры (усыпальница Медичи в ц. Сан-Лоренцо, Флоренция). В иск-ве классицизма 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. под влиянием античных памятников, открытых в Помпеях и Геркулануме, получает распространение мозаичная миниатюра, которой декорировались мебель и предметы декоративно-прикладного иск-ва, ювелирные изделия.
Историзм 19 в. повлёк за собой возрождение М. Мозаичные мастерские возникают в Париже (где создаётся декор зала Мельпомены в Лувре, 1810). В Венеции ок. 1860 начинает работать мастерская А. Сальвиати, открывшего непрямой метод мозаичного набора, при котором композиции составляются в зеркальном отображении по предварительному живописному эскизу на картоне и заливаются закрепляющим раствором в мастерской, а затем переносятся на стену. Венецианскими мастерами в 1860–70-е гг. созданы мозаичные композиции для Мемориала Альберта (1862–75) и Святого Павла собора в Лондоне, Парижской оперы. Мастера модерна и нац.-романтич. течений (А. Гауди в Испании, Г. Климт в Австрии, и др.) часто обращались к технике М. из разл. материалов. В М. 20 в. преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни).
В России технику смальтовой М. возродил в 18 в. М. В. Ломоносов (в 1753 открыто произ-во цветного стекла и смальты), под рук. которого были созданы «Портрет Петра I» и картина «Полтавская баталия» (1762–64), а также мозаичные миниатюры. С целью изготовления М. для Исаакиевского собора в С.-Петербурге в 1847 основано Имп. мозаичное заведение (в 1862 оно влилось в петерб. АХ), рус. художники-мозаичисты в 1847–51 обучались в Риме в специально открытой студии под рук. М. Барберри. В дальнейшем рус. мозаичистами создавались иконы для Севастопольского собора в С.-Петербурге, Чудова мон. в Москве, мозаики на фасадах великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости в С.-Петербурге. В храме Воскресения Христова в С.-Петербурге мозаики покрывают фасады и внутр. стены (занимают св. 7 тыс. м2; мастерская Фроловых по эскизам и картонам М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, В. В. Беляева и др., 1895–1907).
М. широко использовалась в сов. декоративно-оформительском иск-ве: в оформлении станций Моск. метрополитена («Маяковская», худ. А. А. Дейнека; «Комсомольская-кольцевая», худ. П. Д. Корин); флорентийские мозаики Г. И. Опрышко. Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. яркие образцы М. создают Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, И. М. Рабинович, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин, Е. Н. Максимов, А. Д. Карнаухов и др.