ВА́ЗОПИСЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́ЗОПИСЬ античная, роспись антич. керамич. сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства. Первые образцы В. (ок. 3000 г. до н. э.) были выполнены от руки и украшены простейшими геометрич. узорами. Период расцвета критской керамики отмечен вазами в стиле «Камарес» (по названию священной пещеры на о. Крит) с росписью в виде растит. мотивов красной или лиловой красками по светлой поверхности (20–18 вв. до н. э.); вазами с изображениями морских животных и растений (16 в. до н. э.); вазами «дворцового» стиля со строгой композицией и геометрически организованным декором (сложился к кон. 15 в. до н. э.). Для В. в микенском иск-ве (14–12 вв. до н. э.) характерны схематич. изображения людей и животных, которые к концу этого периода сменяются геометрич. мотивами.
Нового расцвета В. достигла в иск-ве Греции Древней, где разнообразным по формам и функциям вазам (см. Ваза) соответствует чётко сложившаяся художественно-образная структура росписи. В гомеровский период В. проходит в своём развитии «субмикенскую» стадию (1-я пол. 11 в. до н. э.), протогеометрический (2-я пол. 11–10 вв. до н. э.) и геометрический (9–8 вв. до н. э.) стили. В кон. 10 – 8 вв. до н. э. на первое место среди локальных школ керамики начинает выдвигаться афинская: «дипилонские вазы» (по названию кладбища в Афинах) достигают высоты человеческого роста и украшаются геометрич. росписями, расположенными концентрич. полосами; осн. темы росписей – погребение героя или траурные игры в его честь (состязания на колесницах, шествия вооруж. воинов, корабельные походы и т. п.). Фигурные фризовые композиции чередуются с поясами меандра или полностью тёмными лентами, покрытыми лаком; чёткий ритм изображений подчёркивает тектонику сосудов.
Кон. 8–7 вв. до н. э. – период «ориентализирующего» (восточного, или «коврового») стиля: преобладают полихромные изображения животных и фантастич. существ, реже мифологич. сцен в сочетании с растит. узорами, выполненные на светлом фоне. Этот стиль был порождением греч. колонизации и свидетельством контактов с вост. иск-вом. Греция, входящая в круг худож. культуры Вост. Средиземноморья, начала активно экспортировать расписную керамику. Испытав в начале периода «коврового стиля» воздействие восточного иск-ва, В. позднее начинает оказывать сильное влияние на худож. творчество Востока (ахеменидского Ирана, Этрурии, Италии). Рост самосознания жителей греч. полисов привёл к появлению сосудов с подписями живописцев и керамистов. В это время в Греции известны, помимо аттической, центры коринфской, лаконской, беотийской, кикладской (островной), критской, вост.-греч. расписной керамики. Росписи на вазах этих центров силуэтны, наряду с тёмным лаком мастера употребляют белую и пурпурную накладные краски, детали силуэтных изображений добавляются с помощью резца.
К кон. 7 в. до н. э. в Афинах и Аттике (под влиянием Коринфа) складывается чернофигурный стиль В.: силуэтные изображения наносятся блестящим чёрным лаком на неокрашенную глину. Вазописцы продолжают употреблять накладные краски, детали силуэтов даются резцом. Преобладают сюжетные росписи (преим. мифологич. – подвиги Геракла, Тезея, олимпийские боги, эпизоды из Троянской войны; реже – из обыденной жизни). Художники отходят от фризового построения росписей и предпочитают большие расписные клейма; вне клейм поверхность вазы сплошь покрывается чёрным лаком. Характерная условность этого стиля: мужские тела окрашены в тёмные цвета, женские – в белый. Подписи мастеров ещё более многочисленны, чем прежде, к ним добавляются имена персонажей, а порой – их реплики (надписи даны пурпуром). Значит. памятники чернофигурного стиля: т. н. ваза Франсуа (2-я четв. 6 в. до н. э., Флоренция, Археологич. музей), выполненная в мастерской аттич. гончара Эрготима вазописцем Клитием, с росписями на темы Троянского цикла (свадьба Пелея и Фетиды, подвиги Ахилла и его гибель, похороны Патрокла); работы Эксекия.
Ок. 530 г. до н. э. в мастерских аттических вазописцев сложился новый, краснофигурный стиль. Чернофигурная В. продолжала господствовать в Аттике до нач. 5 в. до н. э., сосуществуя с краснофигурной (в эпоху эллинизма в чернофигурной технике продолжали украшать вазы, вручавшиеся победителям на Панафинейских празднествах; на них изображали поединок в том виде состязаний, в каком была одержана победа).
Краснофигурный стиль строился на сочетании фигур цвета нераскрашенной глины и чёрного фона, что позволяло детально прорисовывать линией формы и осн. объёмы фигур. В этом стиле В. отмечается влияние как станковой и монументальной живописи, так и собственные поиски мастеров прикладного иск-ва, стремившихся к более точной передаче окружающего мира, чему мешала условная силуэтная манера чернофигурной вазописи. В некоторых произведениях аттических мастеров кон. 6 в. до н. э. представлен переходный этап; в них сосуществуют оба стиля, по-прежнему применяется накладная белая краска поверх чёрного лака: работы мастеров Андокида (амфора с изображением Геракла на Олимпе – одна сторона содержит традиц. чернофигурную роспись, другая – краснофигурную, иллюстрируя один и тот же сюжет; Мюнхен, Музей античного малого иск-ва) и Эпиктета (чаша с чернофигурным изображением пляшущего юноши внутри и краснофигурным изображением погонщика с мулом снаружи, Эрмитаж). Аттическую краснофигурную вазопись исследователи делят на периоды «строгого», «переходного», «свободного», «роскошного» и «беглого» стилей. Ведущими мастерами «строгого» стиля (последняя четв. 6 в. – нач. 5 в. до н. э.), отличающегося чёткостью и изяществом рисунка при сохранении жёсткости и угловатости форм, были Евфроний, Дурис, т. н. вазописец Брига (см. Бриг), Амасис. 2-я четв. 5 в. до н. э. – время «переходного стиля» в вазописи Афин, на формирование которого, как принято считать, оказала влияние живописная манера художника Полигнота Тасосского (кратер т. н. Мастера Ниобид со сценой мифа об аргонавтах, Лувр). «Свободный стиль» (середина – 3-я четв. 5 в. до н. э.) вносит в В. классич. спокойствие и гармонию форм, стремление к передаче большей объёмности фигур. Его образцами служат работы т. н. Мастера Виллы Джулия (кратер с изображением младенца Диониса и Гермеса, ГМИИ), т. н. вазописца Клеофона (стамнос со сценой прощания воина, Мюнхен, Музей античного малого иск-ва), т. н. Мастера Шуваловской амфоры (ойнохоя с изображением свидания гетеры и юного афинянина, Берлин), т. н. Мастера Ахилла (амфора с изображением Ахилла, Ватикан, Григорианский этрусский музей; кратер с изображением Посейдона и Амимоны, Эрмитаж). В эпоху Пелопоннесской войны (431–404 до н. э.) появляется «роскошный стиль», для которого характерны декоративная пышность, дробный рисунок, преобладание сцен борьбы, похищений, гибели персонажей. Вазописец Мидий – характерный мастер этого стиля (гидрия со сценой похищения Левкиппы – единственная работа с подписью мастера, Брит. музей; свадебный лебес с изображением приготовления невесты к свадебному торжеству, Эрмитаж). Вазы «беглого стиля» росписей обнаруживают своего рода деградацию традиций В. в 4 в. до н. э. Тогда же аттические мастера вводят в краснофигурные росписи рельефные полихромные фигуры (вазы мастера Ксенофанта с изображениями охоты перс. царя и скульптурной группы «Спор Афины с Посейдоном» с зап. фронтона Парфенона, Эрмитаж). Эту технику, с применением рельефных украшений, использовали мн. мастерские эпохи эллинизма (ваза из Кампании, которую учёные называют «царица ваз», Эрмитаж).
Особое место в истории В. занимает белофонная техника, позволяющая отказаться от условности предшествующих стилей: мастера широко пользуются разбавлениями чёрного лака, добиваясь золотистых, коричневых тонов. Нередко художники прибегают к полихромии: краски голубая, коричневая, красная (иногда – водяные) употреблялись для одежд. Эти росписи можно сравнить с расписными стелами.
К белофонной технике обращались ещё мастера краснофигурной вазописи начала 5 в. до н. э. (Бриг, изображение менады на дне килика, Мюнхен, Музей античного малого иск-ва). Попытки отойти от силуэтных черно- и краснофигурных росписей встречаются у вазописцев «переходного стиля»: работы т. н. Мастера Пана (белофонный лекиф с изображением Артемиды, кормящей лебедя, Эрмитаж), Сотода. Аттические вазописцы, вдохновляемые монументальными фресками Полигнота, создают целые серии белофонных лекифов, которые были предметами погребального культа. Сюжеты их росписей связаны с культом мёртвых: умерший героизированный воин, сидящий близ погребального памятника; мать, протягивающая руки к оставленному ребёнку; посещение могилы и украшение стелы на кладбище; изображение умершего, находящегося в лодке Харона (напр., лекиф т. н. Мастера Ахилла с изображением женщины и умершего воина, Афины, Нац. музей). Реже в этой же технике расписывались крупные сосуды (кратер т. н. Мастера Клио из Вульчи, Ватикан, Григорианский этрусский музей; чаша т. н. Мастера Сабурова с изображением Геры, Мюнхен, Музей античного малого иск-ва).
Афинские мастера 6–5 вв. до н. э. много работали на экспорт расписной керамики в Этрурию, греч. колонии Апеннинского п-ова, центры Сев. Причерноморья, благодаря чему в зап. и в вост. греч. колониях расцвело местное ремесло: этрусские, луканские, апулийские, кампанские мастера продолжили традиции афинских вазописцев.
В 3–2 вв. до н. э. для В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрич. орнаменты. С кон. 1-го тыс. до н. э. В. постепенно приходит в упадок. Ввиду гибели памятников изобразит. искусства, В. является важным источником сведений о достижениях живописцев Древней Греции. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика.