ЕВФРО́НИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВФРО́НИЙ (Εὐφρώνιος) (кон. 6 – 1-я четв. 5 вв. до н. э.), др.-греч. вазописец и гончар. Один из крупнейших аттических мастеров краснофигурной вазописи (см. илл., т. 4, с. 504) т. н. группы Пионеров (см. в ст. Евтимид). Подпись «Евфроний расписал» сохранилась на 8 вазах, исполненных между 515 и 500. Подпись «Евфроний сделал» на 10 сосудах свидетельствует о том, что вплоть до 470-х гг. он был владельцем гончарной мастерской. Всего ему приписываются росписи 25 сосудов, прежде всего больших кратеров, амфор, стамносов, декор которых умело согласован с формой. Е. – мастер преим. монументальных сцен как на мифологич. сюжеты, так и жанрового характера. Для его работ, особенно ранних, характерны простая и ясная композиция, чёткие контуры фигур, отсутствие ракурсов. Рисунок ещё несколько условный, но тонкий и выразительный, движения и жесты фигур чуть угловаты; складки и узоры одежд, орнаменты, обрамляющие композиции, разнообразны и подробны. Е. первым из мастеров краснофигурной вазописи начал использовать градации лаковой линии в передаче мускулатуры обнажённых тел: от плотной, чёрной и рельефной до жидкой, золотисто-коричневой. Его работы отличает интерес к эмоциональному состоянию персонажей, он широко вводит надписи, называющие имена героев или передающие их слова. Лучшие работы Е. – чашевидные кратеры со сценами «Единоборство Геракла и Антиноя» (кон. 6 в., Лувр, Париж) и «Гипнос и Танатос, несущие тело Сарпедона» (ок. 515, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также т. н. пелика с ласточкой (ок. 500) и псиктер «Пирующие гетеры» (кон. 6 в., оба сосуда – в Эрмитаже, С.-Петербург).