Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСЕ́КИЙ

Авторы: Н. А. Налимова

ЭКСЕ́КИЙ (’Εξηϰίας) (се­ре­ди­на – 3-я четв. 6 в. до н. э.), др.-греч. ва­зо­пи­сец и гон­чар эпо­хи ар­хаи­ки. Круп­ней­ший мас­тер ат­ти­че­ской чер­но­фи­гур­ной ва­зо­пи­си вре­ме­ни её вы­со­ко­го рас­цве­та. Вла­дел мас­тер­ской в Афи­нах. Его имя из­вест­но по ря­ду под­пис­ных ваз, сре­ди ко­то­рых две де­мон­ст­ри­ру­ют его под­пись как гон­ча­ра и ва­зо­пис­ца («Эк­се­кий рас­пи­сал и сде­лал ме­ня»). Счи­та­ет­ся, что в мас­тер­ской Э. бы­ли раз­ра­бо­та­ны не­ко­то­рые но­вые фор­мы со­су­дов и ори­ги­наль­ные прин­ци­пы их де­ко­ра, напр. ча­ше­вид­ный кра­тер и «гла­за­стый» ки­лик (ук­ра­шен сна­ру­жи изо­бра­же­ния­ми глаз-апо­тро­пе­ев).

Эксекий. Роспись амфоры со сценой самоубийства Аякса. 540–530-е гг. до н. э. Музей изобразительных искусств и археологии (Булонь-сюр-Мер).

В сво­их рос­пи­сях Э. тя­го­те­ет к ла­конич­но­сти ху­дож. язы­ка, вы­де­ле­нию гл. ком­по­зи­ции, ухо­ду от ми­ниа­тюр­ных мно­го­фи­гур­ных по­строе­ний, ха­рак­тер­ных для ва­зо­пис­цев пре­ды­ду­ще­го по­ко­ле­ния. Ино­гда он сво­бод­но раз­ме­ща­ет фи­гу­ры на по­верх­но­сти ва­зы, ино­гда за­клю­ча­ет их в клей­ма, не­из­мен­но до­би­ва­ясь глу­бо­кой гар­мо­нии ри­сун­ка и фор­мы. Э. – один из пер­вых др.-греч. ху­дож­ни­ков, про­явив­ших ин­те­рес к лич­но­сти че­ло­ве­ка, сде­лав­ший чув­ст­ва и пе­ре­жи­ва­ния ге­ро­ев центр. те­мой сво­его иск-ва. Его свое­об­раз­ный пси­хо­ло­гизм, вы­ра­жен­ный че­рез жест, ми­ми­ку, точ­но най­ден­ную ха­рак­тер­ную по­зу, со­че­та­ет­ся с ар­ха­ич. ус­лов­но­стью и лю­бо­вью к изы­скан­ной ор­на­мен­таль­но­сти. Та­ко­вы ше­дев­ры Э.: ам­фо­ры с изо­бра­же­ни­ем са­мо­убий­ст­ва Аяк­са (Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств и ар­хео­ло­гии, Бу­лонь-сюр-Мер) и Ахил­ла и Аяк­са, иг­раю­щих в кос­ти (Му­зеи Ва­ти­ка­на).

Рос­пи­си по­гре­баль­ных пла­ке­ток (пи­нак) Э. (Гос. му­зеи, Бер­лин) с изо­бра­же­ния­ми по­хо­рон­ных ри­туа­лов де­мон­ст­ри­ру­ют ла­ко­нич­ность форм, ин­те­рес к пе­ре­да­че про­стран­ст­ва, тон­кую ли­ней­ную про­ра­бот­ку де­та­лей внут­ри си­лу­этов, бо­га­тую и раз­но­об­раз­ную фак­ту­ру, стрем­ле­ние ох­ва­тить ши­ро­кий спектр эмо­ций.

Лит.: Mackay E. Tradition and originality: A study of Exekias. Oxf., 2010.

Вернуться к началу