ЭКСЕ́КИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКСЕ́КИЙ (’Εξηϰίας) (середина – 3-я четв. 6 в. до н. э.), др.-греч. вазописец и гончар эпохи архаики. Крупнейший мастер аттической чернофигурной вазописи времени её высокого расцвета. Владел мастерской в Афинах. Его имя известно по ряду подписных ваз, среди которых две демонстрируют его подпись как гончара и вазописца («Эксекий расписал и сделал меня»). Считается, что в мастерской Э. были разработаны некоторые новые формы сосудов и оригинальные принципы их декора, напр. чашевидный кратер и «глазастый» килик (украшен снаружи изображениями глаз-апотропеев).
В своих росписях Э. тяготеет к лаконичности худож. языка, выделению гл. композиции, уходу от миниатюрных многофигурных построений, характерных для вазописцев предыдущего поколения. Иногда он свободно размещает фигуры на поверхности вазы, иногда заключает их в клейма, неизменно добиваясь глубокой гармонии рисунка и формы. Э. – один из первых др.-греч. художников, проявивших интерес к личности человека, сделавший чувства и переживания героев центр. темой своего иск-ва. Его своеобразный психологизм, выраженный через жест, мимику, точно найденную характерную позу, сочетается с архаич. условностью и любовью к изысканной орнаментальности. Таковы шедевры Э.: амфоры с изображением самоубийства Аякса (Музей изобразит. искусств и археологии, Булонь-сюр-Мер) и Ахилла и Аякса, играющих в кости (Музеи Ватикана).
Росписи погребальных плакеток (пинак) Э. (Гос. музеи, Берлин) с изображениями похоронных ритуалов демонстрируют лаконичность форм, интерес к передаче пространства, тонкую линейную проработку деталей внутри силуэтов, богатую и разнообразную фактуру, стремление охватить широкий спектр эмоций.